Как праздновали Новый год во времена СССР?
Запах мандаринов, живой ели и бабушкиного печенья с корицей. Шипение шампанского в высоких бокалах и фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» по телевизору. Все это – приметы Нового года в СССР, которые помнят все, кто жил в ту эпоху.
Новый год в Советском Союзе был одним из самых любимых праздников, который объединял семьи и друзей. Причем во всем огромном государстве отмечали его практически одинаково. Подготовка к Новому году начиналась недели за две-три до наступления праздника. Улицы городов украшались гирляндами, фонариками и светящимися фигурами Деда Мороза и Снегурочки. В магазинах появлялись елочные игрушки, мишура, хлопушки, бенгальские огни.
Одним из главных атрибутов праздника была искусственная или натуральная елка, которую украшали всей семьей. Достать натуральную было непросто, хотя елочные базары открывались за месяц до торжества. Но елки на них поступали в небольшом количестве – кто успел, тот и молодец. Остальные ждут следующего завоза. Елочные игрушки часто отражали веянья времени. Среди них были фигурки пограничников, красноармейцев, санитарных нструкторов, космонавтов, а также космических кораблей. Елку венчала красная пятиконечная звезда, похожая на кремлевскую.
Многие семьи любили мастерить елочные игрушки своими руками. Мамы и бабушки занимались этим с детьми по вечерам весь декабрь. И потом дополняли самодельными «снежинками» и «цепями» елочный декор или украшали ими квартиру.
Не менее объединяющим занятием было приготовление праздничного новогоднего стола. Многие договаривались объединить усилия двух-трех семей. Тогда и стол получался богаче, и готовить угощения было веселее. Кто соления принесет, кто шампанское раздобудет, кто торт.
Набор блюд на праздничном столе был во всем огромном СССР примерно один и тот же: салаты – оливье, селедка под шубой и «мимоза». Из закусок – холодец, соленья и маринады из банок, маленькие бутерброды, нарезки сыра и колбасы. Иногда — домашние пироги.
На сладкое обязательно торт – самодельный или покупной. И шоколадные конфеты, которых обычно не было в свободной продаже, но постаравшись, их можно было раздобыть.
Главным блюдом обычно было запеченное в духовке мясо или птица. Чаще готовили курицу или утку с румяной корочкой и целиком выкладывали эту красоту на тарелку. Иногда птицу начиняли яблоками. Мясо — обычно свинину — запекали тоже целым куском, предварительно нашпиговав кусочками чеснока и натерев крупной солью.
Не самое великое разнообразие явств компенсировали тем, что хозяйки старались эффектно подать имевшиеся блюда. Чаще всего их украшали зеленью, консервированным горошком, мелкими маринованными помидорами и патиссонами, кружочками яйца. А также – цветами, вырезанными из вареной свеклы и моркови. Многие умели виртуозно резать из овощей очень красивые «розы» и спирали.
Праздничный стол удавалось накрыть благодаря тому, что перед Новым годом на большинстве предприятий можно было приобрести продуктовый набор для новогоднего стола — так называемый «заказ». Поскольку расцвет общегосударственного отмечания Нового года пришелся на середину семидесятых годов с их дефицитом, то основным источником праздничных продуктов были эти «заказы».
Традиционно в «заказ» входили одна или две баночки шпрот, коробка шоколадных конфет, бутылка «Советского шампанского», батон варено-копченой или сырокопченой колбасы, пачка индийского чая «со слоном», банка майонеза, конфеты «Лимонные дольки» и иногда — баночка красной икры. Тогда же, как сугубо новогоднее лакомство, стали восприниматься и мандарины: основную часть этих фруктов СССР получал в виде экспортных поставок из Марокко, где урожай мандаринов созревает в ноябре-декабре.
Благодаря «заказам» в Новый год можно было накрыть не слишком богатый, но по-настоящему праздничный стол. Возможно, всенародная любовь к этому празднику отчасти объясняется именно этим. Только в Новый год можно было полакомиться продуктами, которых в обычной жизни не было.
Новый год был милым сердцу праздником еще и потому, что он был начисто лишен всякой политической подоплеки — не то, что 1 мая или 7 ноября. Даже новогоднее телеобращение Леонида Ильича Брежнева воспринималось лишь как предисловие к бою курантов, возвещавшего наступление Нового года, самого желанного и свободного праздника.
За несколько минут до Нового года на столе появлялось советское шампанское, которое было обязательным атрибутом праздничного стола. Его торжественно открывали за секунду до Нового года, а бокалы поднимали уже под бой курантов. Новый год в СССР символизировал начало нового этапа в жизни каждого человека и всей страны. И это ощущение причастности к великим планам и большим свершениям пьянило не меньше, чем пузырьки шампанского.
