Договор о сокращении наступательных вооружений утратил силу — что дальше?
5 февраля официально утратил свою силу Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ или СНВ-3) между Россией и США. Впервые за более чем полвека военные программы двух крупнейших ядерных держав не связаны юридическими ограничениями. Почему это приведет к более устойчивому миру, в интервью MIR24.TV рассказал политолог-американист, журналист Рафаэль Ордуханян.
Какие государства мира обладают ядерным оружием?
Официально ядерным оружием обладает девять государств – США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Северная Корея и Израиль. В совокупности их запасы составляют около 12 241 единиц ядерного оружия, из которых 9614 считаются потенциально готовыми к применению. Из этих боеголовок 3912 развернуты в составе оперативных сил, в том числе около 2100 находятся в состоянии высокой боевой готовности на баллистических ракетах. Об этом свидетельствуют данные Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI).
США и Россия вместе владеют почти 90 % всех ядерных боеголовок. Обе страны реализуют масштабные программы по модернизации производства ядерного оружия, а также замене ядерных боеголовок и систем их доставки.
Китай активно расширяет свой ядерный арсенал, который, по оценкам экспертов, увеличился до 600 боеголовок. Ядерные арсеналы других государств, обладающих соответствующим оружием, меньше, но все они либо развертывают новые системы вооружения, либо заявляют о своем намерении сделать это в ближайшее время.
От ОСВ до наших дней: какие договоры заключали Москва и Вашингтон?
СССР, а потом и Россия договаривались с США о ядерных ограничениях, начиная с 1969 года. Но первый официальный договор ОСВ-1 был подписан только 26 мая 1972 года. Одновременно с ним был подписан и Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор о ПРО). Тем самым страны отказались от создания, испытания и развертывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования. Отказавшись от размещения систем ПРО по периметру своих границ, СССР и США создали условия, при которых любая из них лишалась возможности нанесения первого ядерного удара без опасения получить ответный удар.
Система взаимного ядерного сдерживания потребовала заключения в дальнейшем еще нескольких договоров. Вот их перечень:
- В 1979 году был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), который так и не вступил в силу.
- В 1987 году – Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
- В 1991 году – Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
- В 1993 году – Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Не вступил в силу.
- В 2002 году – Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП).
- В 2010 году – Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3 или ДСНВ). Документ был рассчитан на 10 лет (до февраля 2021 года) с возможностью однократного продления на пять лет.
- В 2021 году Россия и США пролонгировли его до 5 февраля 2026 года.
С 2022 года диалог между Россией и США по вопросам выполнения ДСНВ практически прекратился. В феврале 2023 года президент Владимир Путин объявил о приостановке участия России в ДСНВ, подчеркнув, что дальнейшее соблюдение ограничений возможно только при условии аналогичного поведения со стороны США.
В сентябре 2025 года Владимир Путин заявил, что Россия готова продлевать действие ограничений по ДСНВ еще минимум на год после его официального окончания, то есть до 5 февраля 2027 года. Но условием продления должно стать сохранение стратегического баланса, в частности, недопустимо наращивать системы противоракетной обороны (ПРО). Однако ответа со стороны США не последовало, и 5 февраля 2026 года ДСНВ официально утратил свое действие.
«Нам брошен вызов», или Как ответит Россия?
Военные эксперты заявляют, что эта ситуация создает потенциал для быстрого наращивания количества развернутых боеголовок.
«Всем своим поведением Трамп показывает, что времена любых договоров ушли навсегда. Договоры ничего не значат, пока ты не можешь своей экономикой, своей военной мощью подкрепить право сильного. С тобой будут иметь дело только тогда, когда ты докажешь свою состоятельность. Трамп видит многополярный мир таким. И нам сейчас нужно просто принять этот факт и двигаться дальше с учетом этого знания».
По словам политолога, то, что США не захотели продлевать ДСНВ, даже хорошо, поскольку так они играют в открытую.
«Запад и Трамп уже нарушали все мыслимые или немыслимые договоренности, которые раньше были заключены. Поэтому заключение с ними каких-то новых вариантов ДСНВ ничего бы не гарантировало, – говорит эксперт. – И это нам урок. Нельзя относиться к договоренностям более серьезно, чем наш оппонент».
«Все действия Трампа ведут к созданию управляемого хаоса, – продолжает Ордуханян. – Я думаю, что американцы сейчас хотят посмотреть, каким образом мы будем действовать в ответ. И сделать ответный ход с учетом этого».
По словам эксперта, России нужно понять, что с нами будут считаться только тогда, когда наша экономика и армия будут сильными. Если враг будет знать, что за любое действие против нас ему тут же «прилетит» – в буквальном и в переносном смысле, это будет самая хорошая гарантия на будущее.
История показывает, что весь коллективный Запад нужно держать в состоянии напряжения. Тогда им, а не нам понадобятся всякие сдерживающие механизмы, отмечает эксперт.
«После Второй мировой войны мы почти тридцать лет шли к сознанию паритета, – говорит политолог. – Откуда в начале семидесятых годов появились ОСВ-1, ОСВ-2 и другие договоры, которые мы подписывали тогда? Это Запад понял, что Советский Союз силен. Единственное, что их остановило тогда от наступательной позиции – это боязнь, что в ответ они будут сметены нашими ракетами и нашими атомными бомбами. Только этот фактор сыграл свою роль. Теперь история повторяется».
Активизация других стран, которые обладают ядерным оружием, является дополнительным фактором, делающим мир многополярным, считает эксперт.
«Основной состав игроков, с учетом сильной экономики и скорости экономического роста, уже определен. Это Россия, Америка, Китай и, возможно, Индия, остальные имеют пока более слабые позиции. Сейчас этим игрокам предстоит оценить, насколько каждый из них силен в плане экономики и военной мощи», — говорит он.
«Сейчас нам брошен вызов. Ну что ж, давайте примем этот вызов. Ответ на него может быть один. Только сильная экономика и сильная армия сделает будущий многополярный мир более безопасным», – подытожил политолог.
