Клондайк на Колыме

22:23 20/12/2015

Москва, 20 декабря. В России многие сейчас всерьез подумывают, не вложить ли деньги в золото? Вопрос особенно актуален на фоне очередной волны девальвации и нестабильности на сырьевых биржах.

Драгоценный металл при этом по-прежнему ценится высоко и в ближайшие годы может стать залогом стабильности для тысяч россиян. Для этого практически готов специальный закон, который должен дать старт новой золотой лихорадке. Корреспондент «МИР 24»Родион Мариничев попытался разобраться в сути готовящегося официального документа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Золотодобычу оградят от иностранцев

Легкий мороз и метель в Магаданской области считаются нормальным условиями. Впрочем, здесь, на 61-й параллели, в долине реки Павлик, золото добывают в любую погоду. Затраты того стоят: запасы месторождения начисляют чуть больше 150 тонн. По сегодняшнему курсу это без малого 400 миллиардов рублей.

«Рудник рассчитан на 25 лет работы. Когда он выйдет на свою производительность, он будет перерабатывать порядка 4 млн тонн руды, и это где-то около 8 млн тонн руды будем добывать ежегодно», - говорит заместитель главного инженера по производству ГОК «Павлик» Юрий Дедух.

Инженер показал вершины окрестных сопок, которые скрывают в себе золото. В ближайшие десятилетия их сровняют с землей. На этом предприятии сейчас вовсю набирают персонал. Ради золота сюда едут со всей страны.

«Конечно, мужчин больше. Женщин очень мало, примерно человек 50», - рассказывает комендант вахтового поселка Наталья Завьялова.

Их жизнь вахта: один месяц дома, с семьей, другой здесь, в общежитии посреди тайги. Такой распорядок многие выбирают не столько из-за романтики, сколько из-за стабильного заработка. Средний оклад рабочего в золотодобывающей отрасли около 80 тысяч рублей. Это сопоставимо с нефтянкой. Елена Топчиева из Алтайского края считает, что ей повезло, недавно она устроилась пекарем в столовую вахтового поселка. Теперь все спрашивают рецепт ее золотистых коржиков.

«Дома также пеку, чтобы поэкономнее, чтобы было повкуснее», - говорит пекарь.

От дома до нового дома добираться приходится на двух самолетах, затем еще пятьсот с лишним километров на машине. Правда, как именно добывают золото, Елена не знает до сих пор, так и не смогла добраться до месторождения и обогатительной фабрики.

В одной тонне необработанной руды всего 3 грамма чистого золота. Это самое начало длинного пути превращения сырья в золотые слитки высшей пробы. Для измельчения руда подается в так называемые мельницы.

В золотоносной руде после первичной переработки драгоценного металла два с половиной килограмма на тонну. Тем не менее, раствор считается насыщенным. Предстоит провести еще три крупных операции, прежде чем руда превратится в золотой слиток.

За последние 15 лет добыча золота в России выросла в полтора раза. Сегодняшний показатель достиг чуть больше 270 тонн в год, второе место в мире после Китая. Но главное, за те же 15 лет цена на золото выросла в четыре раза. Правда, за последний год, в эпоху экономического кризиса, она упала на 7%, но это несравнимо, скажем, с нефтяным пике. Углеводороды за тот же период подешевели почти вдвое.

«Это понятный основному человечеству продукт, который является некоторым символом, в который можно вложить и который физически не исчезает и не обесценивается», - замечает исполнительный директор ГОК «Павлик» Виктор Троицкий.

Когда-то Колыму называли российским, а затем советским Клондайком. Однако к распаду СССР эпоха легкого золота закончилась. Поселки, которые когда-то выросли около приисков, обезлюдели. Брошенное жилье стало типичной картиной в сегодняшней Магаданской области.

«Это был прииск имени Гастелло. Здесь было довольно прилично… Народу было много. Две драги работало плавучих. Сейчас их нет, конечно, все в прошлом осталось. Все запасы, которые под дражный флот, они закончились», - поясняет Дедух.

Сегодня Колыме пытаются вернуть статус отечественного Клондайка. Ставка делается на высокотехнологичную рудную золотодобычу и так называемый «вольный принос». Любому желающему позволят самому добывать золото. Разумеется, не руду, а россыпь, которую можно копать подручными средствами. Пока это нелегальный бизнес.

«Не надо будет ни скрываться, ни укрываться. Получили лицензию, участков - на этом участке добывают золото и сдают на законных основаниях», - рассказал министр природных ресурсов и экологии Магаданской области Владимир Митькин.

Для региона готовится специальный закон. Магаданский министр природных ресурсов Владимир Митькин уверен, что после принятия закона, народ возьмется за лопаты. Ведь на этом можно будет неплохо заработать.

«Привяжемся условно к полкилограмма. Я думаю, это реально в течение года индивидуальному предпринимателю добывать такое количество. При сегодняшней цене это более миллиона рублей. И если разбросать на 12 месяцев, получается порядка 100 тысяч», - говорит министр.

Пока в это верят немногие. Предполагается, что частникам разрешат разрабатывать месторождения с запасом не более 10 килограммов и копать не глубже 5 метров. Это довольно серьезные ограничения. Губернатор Владимир Печеный рассчитывает на то, что условия удастся смягчить.

«Что касается сдачи добытого, быстрого получения оплаты за добытое золото - вот это нужно очень быстро в подзаконных актах сделать точным и достаточно простым. Чтобы оно было источником дохода предприятий, которые этим занимаются, индивидуальных предпринимателей в том числе, и не было возможным источником вывода его в тень, в нелегальный оборот» - говорит губернатор.

Местное правительство с помощью золота надеется создать рабочие места и остановить отток населения. За последние 25 лет население Магаданской области сократилось в три с половиной раза. От былого полумиллиона здесь осталось лишь 150 тысяч, такие потери сопоставимы с военным временем. Привлечение людей на «золотую» вахту станет первым шагом к преодолению демографической ямы.

Золотых запасов Колымы хватит еще примерно на два века, если сохранятся те же темпы добычи. В нынешнем году из местных недр извлекли 25 тонн золота. Этот показатель растет последние 5 лет. Так что, возможно, Клондайк не за горами.