Москва, 27 декабря. Чудеса, как известно, часто случаются под Новый год. И в этом в свое время убедились герои фильма «Ирония судьбы», а вместе с ними – и вся страна. Картине, без которой сегодня не обходится ни одна новогодняя ночь, исполняется 40 лет. Ее впервые показали 1 января 1976 года по телевизору. Почему в эту советскую сказку до сих пор верят миллионы, выяснил корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
«В 75-м году было объявлено, что будет фильм. Накануне Нового года его показали 31-го числа как раз, но в первый его показали не в ночное время, а в вечерний прайм-тайм, как сейчас говорят», – рассказывает жительница дома Жени Лукашина Татьяна Сироткина.
Каждый Новый год «соседи Жени Лукашина» украшают подъезд, в котором застенчивый хирург жил по сценарию. У него была квартира «полезной площадью» 32 квадратных метра – он делил ее с мамой. Об этом 40 лет назад узнала вся страна.
Советская новогодняя сказка была готова меньше, чем за полгода. Причем съемки в основном проходили в марте, когда снега уже было мало.
Город Москва, проспект Вернадского, 125. Это реальный адрес здания, которое давно называют «домом Жени Лукашина». Именно сюда, к нему в гости, в начале действия заглядывает его друг Павлик. А через несколько часов уже сам Женя заходит в подъезд точно такого же дома в Ленинграде.
Крыльцо дома хорошо узнаваемо в эпизоде, где Женя Лукашин подъезжает к дому на такси. Хотя сами подъезды ни в том доме, ни в другом в кадр не попали. Это были декорации Мосфильма, как, впрочем, и квартиры. Но надо сказать, что по тем временам это были элитные дома. Например, здесь есть квартиры с 12-метровыми кухнями, что для 76-го года было просто немыслимой роскошью.
В реальности между домами Жени и Нади – около полукилометра. Но без дальнего странствия их история вряд ли бы состоялась.
«Мы видим, как главный герой по случайности, но отправляется, тем не менее, в какое-то путешествие, как и в сказках бывает», – отмечает юнгианский психолог, сказкотерапевт Янина Горн.
Рязанов не хотел снимать «С легким паром...» как классическую комедию. Хотя изначально картина была заявлена именно так. Театральная публика уже хорошо знала одноименную пьесу, которую кинорежиссер еще в конце 60-х написал вместе со сценаристом Эмилем Брагинским. В фильме Рязанову удалось усилить сказочный мотив, особенно подчеркнув то, что действие начинается 31 декабря.
«То, что все это происходит в Новый год, добавляет волшебности этой истории. Как будто бы можно перевернуть страницу и в Новый год, с 1 января, начать совсем другую жизнь», – поясняет сказкотерапевт Горн.
Пожалуй, именно это сразу отличило «Иронию судьбы» от других новогодних комедий, которые в СССР к тому времени уже существовали. Кинокритик Сергей Кудрявцев вспоминает, как в декабре 75-го попал на предпремьерный показ.
«И у всех было ощущение в зале – это как бы такая атмосфера чувствовалась на интуитивном уровне – у всех было ощущение за неделю до Нового года, как будто наступил Новый год», – вспоминает кинокритик, киновед Сергей Кудрявцев.
Чем дальше, тем все стремительнее советский реализм превращается в магический. Оказывается, сказка вполне может жить в типовой квартире, если не побояться наполнить ее абсурдом и подходящей музыкой.
«В этом-то и фишка. Если бы это была чистая комедия, ее бы посмотрели один-два раза или, может быть, пять, и потом забыли, а музыка создает пространство бесконечности», – говорит вдова Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева.
Для Веры Таривердиевой «Ирония судьбы» – это, прежде всего, память о муже. К фильму он написал все семь романсов и лейтмотив.
Эльдар Рязанов не предполагал, что один композитор может создать мелодии, которые непременно должны стать хитами. Микаэл Таривердиев сочинил почти все за одни сутки.
«Он для себя представил эту историю как рождественскую новогоднюю сказку. Собственно говоря, он ее таковою и сделал», – рассказывает вдова композитора.
«По большому счету, так не очень-то и бывает – уже сказка, правильно? Ну, он какой-то такой светлый, музыкальный, потрясающий. Я считаю, успех фильма как раз в том, что здесь соединилось все в целом», – считает народная артистка России Ольга Науменко.
По первоначальному сценарию, Галя должна была быть эгоистичной дурехой. И уже на съемочной площадке Рязанов понял, что героиня Ольги Науменко будет скорее несчастной девушкой, которую зритель должен пожалеть.
«Мне очень не терпелось прочесть сценарий, и я втихаря вот так читала. Я не могла – я так закатывалась! Смеялась», – вспоминает Науменко.
Галя получилась «отвергнутой принцессой», у которой нет никаких шансов вернуть потерянного жениха. Хотя вроде бы он вовсе не собирался ее бросать.
Домашний телефонный номер Лукашина все эти 40 лет существует в реальности. Если его набрать, то можно дозвониться к консьержу жилого дома в спальном районе Ховрино. Эти семь цифр стали знаменитыми благодаря заслуженной артистке России Антонине Цыганковой, которая здесь живет. Когда-то она пробовалась на одну из ролей в «Иронии судьбы».
«И, наверное, я оставила этот телефон для связи с собой, потому что тогда еще дом не был с телефонами», – поясняет заслуженная артистка России Антонина Цыганкова.
В «Иронии судьбы» она так и не снялась. Зато в ее дом по-прежнему звонят каждую новогоднюю ночь.
«И со всех СНГ, и из-за рубежа – и все звонят. Ну, люди-то должны думать, что 40 лет прошло… Какая Галя!» – говорит Цыганкова.
Антонине Цыганковой фильм дал повод написать книгу. Это тоже часть той самой советской сказки, в которую верят как в Деда Мороза или Снегурочку.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе