Бронзовые чудеса: необычные скульптуры Владикавказа

17:09 11/03/2016

В каждом городе есть свои достопримечательности. Но одни требуют серьезных познавательных экскурсий, а к другим приходят за хорошим настроением.

Современные городские скульптуры создают уют и дополняют облик Владикавказа. Забавные композиции буквально поджидают прохожих на улицах. В них живет душа города, иначе ничем не объяснить их популярность у местных жителей и туристов.

Видеоверсию увлекательного путешествия по Владикавказу смотрите в программе «Путеводитель».

К трогательным монументам сложно остаться равнодушным. С ними так и хочется сфотографироваться на память, чтобы сохранить прекрасное настроение от прогулки по милому сердцу Владикавказу.

НАРДИСТЫ

Одна из скамеек аллеи в историческом центре города всегда занята. Двое мужчин увлечены популярной на Кавказе настольной игрой. Эта партия в нарды длится уже пятый год. Нардистов владикавказцы единодушно приняли и полюбили. Каждый пятый горожанин с уверенностью воскликнет: «Тот, что в кепке, - вылитый мой дед!».

С бронзовыми игроками случаются забавные истории. Рядом нередко замечают болельщиков, дающих дельные советы. Местные жители рассказывают и о туристе, который, проезжая мимо, пытался уточнить у застывших нардистов дорогу.

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

Небольшая бричка, запряженная волами, неровные дороги предгорной крепости и горец-извозчик. Именно так, по замыслу скульптора, начиналось знакомство Пушкина с Кавказом.

В 1829 году великий поэт посетил крепость Владикавказ. Этот памятник появился в городе спустя 185 лет. Классическим изваяние не назовешь. Бронзовый Пушкин напоминает, скорее, сгорбленного старика, чем 30-летнего франта. Видимо, так повлияли утомительный путь и провинциальные реалии. Мрачного поэта так и хочется развеселить.

МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ

Другую скульптурную композицию горожане негласно прозвали «Золотым яйцом», но на самом деле в свое произведение искусства автор вложил гораздо более глубокий смысл. Правда, чтобы понять его, нужно подойти ближе и внимательно осмотреть скульптуру со всех сторон.

Называется композиция «Материнское сердце». В отличие от других эта вызывает неоднозначные впечатления. В очертаниях анатомического сердца угадываются две человеческие фигуры – женщина в платке склонилась к своему дитя, а мальчик трепетно тянется к матери.

Замысел в исполнении оказался сложным, но доброжелательные владикавказцы скульптору благодарны. Золотое сердце – дань материнской любви.

МАЛЬЧИК С КАМЕРОЙ

В середине прошлого века компьютеров не было, и детвора резвилась на улицах. Мальчишки в те годы пускались в захватывающее путешествие по бурному Тереку. Для экстремального сплава использовали покрышки от автомобильных колес.

Загорелого и отважного сорванца, выходящего из воды, увековечили в статуе на набережной. Раньше на месте ухоженных улочек был дикий берег горной реки. Сплав на камере считался смелым поступком. Пускались в такое плавание самые отважные мальчишки, конечно, втайне от взрослых.

Чуть выше по набережной бронзового паренька ждут верные друзья. Бронзовые «Ослик и собачка» - совсем как настоящие. Вокруг скульптуры всегда крутятся дети. Малыши тянутся к мамам и просят покатать их на ослике.

ПОСЛЫ У ИМПЕРАТРИЦЫ

А эту скульптурную композицию показывают каждому гостю города. Она установлена в честь подлинного исторического события – встречи осетинских послов с императрицей Елизаветой Петровной в Петербурге. На барельефе символично изображен путь послов из горной Осетии в столицу Российской империи.

Любителям нескучных фотографий здесь простор для фантазии. Можно почувствовать себя послом, преисполненным чувством собственного достоинства, и принять указ из рук самой императрицы.

Осетия вошла в состав Российской империи по добровольному согласию обеих сторон и на взаимовыгодных условиях, но не сразу. Переговоры продолжались еще несколько лет. Сам указ о присоединении был принят уже другой русской императрицей. Так что в этой царственной фигуре, возможно, слились два образа – Елизаветы Петровны и Екатерины Второй.

ГОРОДОВОЙ

Ностальгия по дореволюционному прошлому – одна из особенностей Владикавказа. Как жили, в чем ходили, чем любовались – частично на эти вопросы помогает ответить бронзовый страж порядка в историческом центре города. В царское время здесь действительно несли службу полицейские стражи на крыше одного здания неподалеку.

Этот бравый городовой стережет покой жителей Владикавказа в наши дни. Стражник с пышными усами зорко следит за порядком. Чтобы усмирить нарушителей, городовой непременно воспользуется свистком, а то и припугнет хулиганов шашкой или револьвером, но по-доброму. Видно, что он любит родной город и его жителей. А владикавказцы отвечают ему взаимностью.

МОНУМЕНТ БУЛГАКОВА

Но если городовой – образ собирательный, то в этой скульптуре угадывается личность вполне конкретная и весьма известная. Фигура Михаила Булгакова красуется неподалеку от дома, где он некоторое время жил.

Провинциальный город в судьбе великого писателя сыграл значительную роль. Первые пьесы Булгаков написал именно во Владикавказе, и они с успехом ставились на сцене местного Русского драматического театра.

Кот у ног автора – тот самый Бегемот из романа «Мастер и Маргарита». Нос у животного натерт до блеска - его принято гладить на удачу.