Не только рыбалка и охота. В качестве альтернативного отдыха миллионы россиян выбирают прогулки на природе с металлодетектером. Несмотря на то, что поиск кладов и артефактов не только увлекательное занятие, но и противозаконное. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш встретился со сторонниками и противниками любительской археологии. И узнал цену находкам.
Лесную тишину нарушает звук металлодетектеров и скрежет лопат. В Подмосковье Роман и его друзья по документам ищут не сокровища, а метеориты. Так можно обойти действующий закон. Остальные находки официально сопутствующие. Но именно ради них люди ходят по старым урочищам и заброшенным дорогам.
- Вот конина, крестик. Дорогого нет ничего.
- Этот кладик был в Брянской губернии найден в колодце. Заброшенный хутор. Так называемый нэпманский клад.
Это уже действительно ценные раритеты. Но вместе с несколькими тысячами рублей можно заработать и пару лет заключения. Владимир объясняет: теперь просто включить металлоискатель в лесу или поле - уже административное правонарушение. А если среди находок есть вещи старше 100 лет, наказание может стать уголовным.
«Собрали грабителей. Вот этих бугровщиков. Которые раскапывают могилы. Которые курганы бульдозерами сносят. Смешали этих. Вот их надо поймать, и в этом же кургане похоронить. И смешали тех, для кого это хобби. Для кого эта такая же рыбалка. Ну, давайте в России запретим рыбалку», - отметил профессиональный кладоискатель Владимир Порываев.
Но не все любители артефактов ограничиваются заброшенными деревнями. Объектом незаконных раскопок стало даже Бородинское поле.
Последние официальные археологические раскопки в Бородино проходили здесь, на батарее Раевского, в 2012 году. Тогда специалистам удалось обнаружить останки русских и французских солдат, часть амуниции, авиабомбу времен уже Великой Отечественной. И фрагменты древнерусского селища. Эта находка дала ученым новую пищу для размышлений.
Директор Бородинского музея Валерий Климов нам объясняет: черные археологи в прямом смысле смешивают лопатами целые исторические эпохи. Если профессионалы по кусочкам ржавого железа могут установить неизвестные эпизоды былых сражений, то любители часто вообще не понимают, что именно нашли.
«Мы находим здесь предметы, грубо говоря, домонгольские. У нас новый пласт истории… А черный копатель, он находит, например, стрелу того периода. А потом выдает, что это стрела башкир 1812 года», - указал директор ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» Валерий Климов.
Это кадры с недавних раскопок в центре Москвы. Их археологи сделали открытыми для прессы. Готовы пустить и любителей. Но искать древности все равно придется под присмотром профессионалов. А во всей шумихе вокруг запрета на самостоятельный поиск они видят лишь трезвый расчет.
«Мне кажется, что весь ажиотаж подогревают продавцы вот этих металлодетектеров. По имеющимся данным, в России было продано более двух миллионов металлодетекторов. Средняя стоимость от тридцати тысяч рублей. Вы можете понять, о каких деньгах идет речь», - рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы - главный археолог Москвы Леонид Кондрашев.
Копни лопатой, и ты богатый! С этим выражением Роман и его друзья не согласны. После каждого выезда на раскопки они подсчитывают не прибыль, а убытки.
«Бывает, порядка пяти-десяти тысяч. На бензин, на продукты соответственно. Поиск себя не окупает. Это чисто хобби. Не ради наживы ищем. Ради души и тела отдыхаем…. Я вот вообще не пью. Мне как-то надо отдыхать? Я рыбалку не люблю. Я лес люблю», - отметил кладоискатель Роман Вороненко.
Многие археологи-любители готовы заплатить и еще. Например, за лицензию на поиск. Для них появление в России таких документов стало бы решением проблемы.
Подробнее в сюжете: Клад