До чего дошел «Прогресс»

23:26 04/12/2016

Что-то пошло не так. Космическая отрасль России не смогла оправдать надежд народа и президента Владимира Путина. Грузовой корабль «Прогресс» потерпел катастрофу. Такое случается уже не впервые. Пора ставить диагноз? И что именно привело к аварии на этот раз? Ответы искал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.

А ведь поначалу все шло как по маслу. Старт с Байконура, штатная работа первой и второй ступеней. Проблемы возникли на седьмой минуте полета, когда ракета ушла из зоны прямой видимости и находилась на высоте 190 километров. На сайте «Роскосмоса» ситуацию описали лаконично: «После 382-й секунды полета прием телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирование корабля на расчетной орбите».

По предварительным данным, авария произошла над безлюдной территорией в республике Тыва. Большинство обломков сгорели в плотных слоях атмосферы. Хотя один из фрагментов уже обнаружили на земле.

«Сведения по пострадавшим и разрушениям, связанных с этим происшествием, не подтвердились», - заявил заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Тыва Константин Банников.

Потеряны ракета-носитель «Союз-У» и грузовой корабль «Прогресс». Вместе с грузовиком пропали 2,5 тонны грузов для обитателей МКС. Это топливо и системы дозаправки, вода и сжатые газы, одежда для космонавтов, медикаменты, предметы личной гигиены, а также продукты питания, в том числе несколько килограммов свежих фруктов к Новому году.

«Конечно, это обидно, конечно, это больно. Конечно, это очень большие деньги, которые были затрачены на строительство. Это, конечно, большие ожидания, это, может быть, внесение корректив в ту программу МКС, которую будут выполнять ребята. Это, может быть, связано и с проведением экспериментов и с заменой какого-то оборудования», - пояснил космонавт, депутат Госдумы России Максим Сураев.

Грузовые или пилотируемые корабли на орбиту выводят ракеты-носители. У них обычно три или четыре ступени, которые поочередно отвечают за взлет корабля. Первая ступень работает примерно две минуты. Затем в дело включаются остальные. Отработав свой ресурс, они отделяются и сгорают в атмосфере. Таким образом, успешный запуск зависит от своевременного включения и надежной работы двигателей.

«Двигатель работает в очень напряженных условиях. Там гигантские температуры. Металл при таких температурах плавится. И там специальные приемы делают, чтобы он при таких условиях не расплавился. Вибрации, гигантские расходы топлива. Это насосы и все прочее, это очень напряженная конструкция», - отмечает руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Учитывая обстоятельства нынешней аварии, первое подозрение пало на ракету-носитель, а точнее - двигатель третей ступени. Пять лет назад уже был похожий случай. Упала та же связка - «Союз-У» и «Прогресс», только на минуту раньше. И тогда причиной стало засорение тракта подачи горючего. Возможно, и сейчас в этом проблема - халатность, некачественная сборка. Хотя вчера источник на Байконуре сообщил «Интерфакс» новую версию: возможно, вся проблема не в ракете, а в корабле - мол, отделился от третей ступени раньше времени

«У корабля вышли антенны, однако не раскрылись солнечные батареи. Есть сведения о том, что корабль при этом оказался в неконтролируемом вращении и получил внешние повреждения», - заявил источник.

Нештатное отделение тоже было - буквально в прошлом году. В итоге «Прогресс» отклонился от траектории на 40 километров и стал неуправляемым. Всего же с начала двухтысячных в российской космической программе - более двух десятков аварий. Падали «Союзы», «Протоны», «Рокоты». Вместе с ними пропадали корабли и спутники.

«Может, кто-то прошлепал. Или кто-то навредил - и такое может быть. Потому что если отдельные детали для ракеты и корабля делаются в гаражах - то есть, то, что мы называем коррупцией. Когда можно купить и продать все», - поясняет историк космонавтики Иосиф Давыдов.

«Союз ТМА-М» стал историей

Аварии случались и в советское время. Но тогда речь шла о создании принципиальной новой техники. С тех пор накоплен колоссальный опыт, а аварийность не снижается. А ведь основа нынешнего космического флота родом из прошлого века. В 57-м запустили первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, которая стала прообразом для целого семейства аппаратов так называемых «семерок».

Одна из таких «семерок» - ракета-носитель «Восток», которая более полувека назад вывела на орбиту корабль Юрия Гагарина. Другая модификация - «Союз-У», которая впервые стартовала в 73-м и летает в космос до сих пор. По сравнению с «Востоком» она стала на треть длиннее и немного тяжелее. Но общие конструктивные особенности остались прежними. Все те же три ступени, все та же аналоговая система управления. Причем не единая, а разделенная на две части, которые отвечают за отдельные блоки.

В относительной новой модели «Союзе-2» - управление уже цифровое. Что касается «Союза-У», то он должен был прекратить полеты в будущем году - оставался всего один запуск.

«Нужно как раз сконцентрироваться на повышении надежности и качества техники. Не рисовать всевозможные там фантастические проекты, вроде сверхтяжелой ракеты или базы на Луне», - считает глава Института космической политики Иван Моисеев.

Потери от каждого неудачного старта колоссальные. Например, на этот раз российская компания застраховала старт на 2 миллиарда рублей. Обычно такие дорогие объекты, как космический корабль, перестраховываются.

«Что такое перестрахование? Это когда мы берем очень дорогой объект и размещаем его в зарубежных, в том числе и в российских компаниях, финансовых рынках. То есть фактически еще несколько лет назад можно было с уверенностью сказать, что за эту аварию большую часть страховой выплаты заплатят иностранные перестраховщики. Сейчас в свете наших санкционных историй такой уверенности уже нет», - объясняет генеральный директор страховой брокерской компании Арсений Поярков.

Российские «Союзы» стоят в два-три раза дешевле, чем западные ракеты-носители нового поколения. Но те же американские «Атласы» и европейские «Арианы» летают безаварийно уже более десяти лет, а их владельцам не приходится выплачивать неустойки за потерянные спутники.