Минздрав предложил приравнять покушение на врача к нападению на полицейского. Буйным пациентам грозит штраф или даже тюрьма. Корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов узнал, что в больницах думают о таких мерах.
Это больница в подмосковном городе Орехово-Зуево. Брат пациентки вколачивает в пол лаборанта за то, что его родственнице пришлось ждать в очереди. А в Волгограде травматолог стал боксерской грушей на пороге своей поликлиники после приема на повышенных тонах.
Серия разборок в больничных застенках закончилась тем, что Минздрав предложил за обиду врача при исполнении давать серьезный срок.
«Для органов власти МВД и других структур нападение на сотрудника карается достаточно строго. Почему же врач не приравнивается к таким структурам?» - вопрошает хирург-флеболог Антон Соломахин.
Действительно, с кулаками бросаются и на медбрата в бригаде скорой помощи, и на пластического хирурга в элитной клинике. Риск есть у всех, только ответить нечем. Причем невменяемого обидчика, который чаще всего и распускает руки, посадить за решетку не получится - разве что отправить на принудительное лечение. Хотя он способен на многое.
«Человеку кажется, что с ним не доктор в белом халате, а чудовище или инопланетянин. Он пытается защититься», - указал главный анестезиолог клиники Федор Пендеров.
Гинеколог Айгуль недавно тоже попала под раздачу. Когда пыталась объяснить своей пациентке, что в следующем году льготных лекарств за счет государства не будет.
«Вскочил ее сын в кабинет, схватил меня за руки и начал меня трясти. И говорить: что вы делаете, доводите людей. Потом рядом доктор в соседнем кабинете услышал, вызвал охрану», - рассказала врач онкогинеколог Айгуль Азизова.
Предотвратить потасовку можно с помощью тревожной кнопки. Если установить такую в каждый кабинет и прикрепить к ней группу быстрого реагирования, конфликт можно сразу потушить. Но как быть, если угрозы и оскорбления только на словах?
«Самое глупое, что можно сделать - оскорблять в ответ. Если идет словесная перепалка, то чем меньше ты будешь обращать на нее внимание, тем быстрее она закончится», - отметил Федор Пендеров.
Не все такие рассудительные. Хирург Илья Зелендинов из Белгорода решил не вступать в полемику, а просто сокрушительным ударом отправил престарелого пациента на тот свет. Именно таким врачам, по мнению коллег, инициатива Минздрава может развязать и рот, и руки.
«Есть врачи, которые работают только с документами и практически не видят пациентов. Нужно, чтобы такой врач не мог козырять: меня кто-то оскорбил, а я вон, видите, в белом халате. Давайте мне 200 тысяч рублей штраф», - указал пластический хирург Илья Сергеев.
Некоторые предлагают добавить в экипаж кареты скорой помощи охранника, чтобы и на выезде была какая-то гарантия безопасности. Правда, есть одно «но»: машина рассчитана всего на 3-х человек и пациента, то есть придётся переписывать технический стандарт.
«Это процедура ни одного месяца, ни одного года. И повлечет собой перестройку конструкции всех действующих автомобилей скорой помощи», - отметил директор научно-диагностического центра клинической психиатрии, юрист Александр Хаминский.
Юристы считают, что полицейские привилегии для медиков могут стать сигналом и для представителей других профессий, которые тоже работают с людьми, а рискуют не меньше.
«И учителя скажут: давайте вводить физическую защиту для нас. Воспитатели детских садов точно так же обоснованно скажут, потому что мы знаем случаи. Их в разы больше, чем нападений на врачей», - добавил юрист.
Примет ли закон о защите медиков Дума и в каком виде, пока неясно. Но неуставные отношения между пациентом и врачом в Минздраве решили прекратить любой ценой - чтобы клятва Гиппократа не обернулась проклятьем Гиппократа.
Подробнее в сюжете: Медицина