Эксперт по этикету, представитель в России объединения членов рода Романовых Иван Арцишевский дал «Большое интервью» телеканалу «МИР 24» и рассказал, можно ли научить хорошим манерам, нужна ли России униформа и есть ли этикет в Сети.
- Иван Сергеевич, здравствуйте. Весной 1917 года Николай II отрекся от престола. За этот век Россия претерпела изменения, которые коснулись и этикета. Что мы потеряли?
И.А.: Этикет - это прежде всего отношение людей друг к другу: как здороваться, как подать руку, визитную карточку, когда встает мужчина - это много-много не столько правил, сколько это некое пространство, некая система. Причем система многомерная, потому что этикет ситуативен. И вот это уважительное отношение к достоинству другого человека, мы, безусловно, потеряли. Мы пытались его восстановить с помощью советского этикета, но ничего не получилось. Мы знаем с вами, что так и не смогли сформировать нового человека. А кодекс строителей коммунизма лишь повторял простые заветы.
- Сколько нужно времени, чтобы реабилитироваться, стать более культурными?
И.А.: Я не могу это сказать, потому что никто это не проверял и не проходил. Но мне кажется, что мы должны воспитывать это в детях, воспитывать в семье: что нужно учить правильно держать вилку и нож, правильно здороваться и говорить спасибо. Почему? Потому что любое общество подвергается энтропии, разрушению, и только внешняя энергия в виде законов и правил позволяет ему не разваливаться, не диссипироваться. Вот это надо понять.
- Я заметила, что зачастую мужчины перестали придерживать дверь перед женщиной, помогать ей сесть в машину или выйти из нее. Может быть, эмансипация тоже внесла вклад в сферу этикета?
И.А.: В Америке, да, где был дурацкий период, не побоюсь этого слова, под названием харассмент (домогательство). Но это сейчас уходит, и я сразу сказал, что это уйдет. Но поверьте мне, харассмент не харассмент, но в определенных кругах, где это было принято, всегда и оставалось. У нас периодически приходит-уходит. Да, мы знаем, что нужно открывать дверь, но нужно еще понимать, когда надо это делать, а когда нет. Потому что этикет ситуативен. И если женщина - сотрудник гостиницы идет вперед, показывая дорогу в мой номер, и открывает мне дверь, это не значит, что я должен бросаться вперед. В данном случае это деловые отношения. Но есть очень простое правило: не бывает сидящего мужчины, если женщина стоит, это правило универсальное.
- Есть мнение, что воспитанность и чувство такта чуть ли не врожденные качества. Вы согласны с этим?
И.А.: Нет, конечно. Знание арифметики - это врожденное качество? Конечно, нужно учиться. Но бывают люди более талантливые, они воспринимают быстрее. Безусловно, среда играет большую роль, и кто-то рождается, генетически зная это. Научить просто, но сложнее дать мотивацию, для чего это нужно. Говорят: у нас демократия, что хочу, то и делаю, моя жизнь - мои правила, но мне всегда жалко таких людей. Это абсолютно тупиковый путь - и не для самого человека, а для всего общества. Если большинство будет таким, я не завидую нашей судьбе.
- Вы давно занимаетесь этикетом, преподаете. У вас есть свою школа. А что вас сподвигло открыть ее?
И.А.: У нас очень хорошая дипломатическая школа МГИМО, где преподают мои коллеги. Наши дипломаты очень профессиональны в этом плане. Но хотелось бы, чтобы все умели себя вести. В основе поведения, в основе этикета лежит очень простое правило - уважение к достоинству другого человека. Вот как это объяснить всем нашим согражданам, что это правильно, это нужно - я могу быть совершенно с вами не согласен, но буду уважать ваше достоинство.
- Кто приходит к вам в школу?
И.А.: Это совершенно разные люди. Статистически больше женщин, но бывает и много мужчин - это и представители бизнеса, и даже политики. Я скажу так: от 12 до 60 лет, специальности совершенно разные, у кого какая цель. Кому-то нужно для работы, кто-то просто хочет выйти замуж и уехать за границу, а кто-то хочет поднять свой культурный уровень.
- А как вы относитесь к униформе?
И.А.: Категорически против.
- Почему?
И.А.: Форма снимает гендерность. Представьте себе: я в маскхалате и рядом со мной женщина в маскхалате, идет война, нужно стрелять, и я говорю: Машенька, стреляйте, пожалуйста, первой, вы дама. Смешно? Смешно. Главное - не надо унифицировать, каждый человек - это личность. Как вы одеваетесь, так вы проявляете свой вкус, свое отношение к другому человеку. Форма будет унифицировать всех. Мы вводим форму там, где действительно нужна унификация. Там, где мы не разделяемся по гендерности, но разделяемся по должностям, например, по количеству звезд. Но это очевидная структура. А надо ли это вводить в общество? Нет, категорически.
- В нулевых, когда вы работали в администрации Санкт-Петербурга, были ли какие-то курьезные случаи, связанные с дресс-кодом среди сотрудников?
И.А.: Были пупки, и Валентина Ивановна Матвиенко тогда сказала: проведи беседу. Собрали коллектив, объяснили, что нужно ходить подобающе. Но это не начальники департаментов ходили, а были девушки-машинистки, помощницы, но они перестали. Все должно быть подобающе. То же самое в законодательном собрании. Сначала, когда оно только формировалось в начале 1990-х годов, депутаты ходили в свитерах и кедах, но тоже прекратили. Потому что это не просто депутаты, а депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга.
- Можно ли найти баланс в дресс-коде, ведь мода непредсказуема и порой даже шокирует?
И.А.: Я не против моды, она обязательно должна быть. Но нужно уважать друг друга, даже если это что-то невероятное, пусть даже поиск. Но ходить в Мариинский театр в шортах - это неуважение, и даже не к театру, а к самому себе.
- А летом на улице?
И.А.: Да ради бога. Пожалуйста. Почему нет? Но, если, например, мужской голый торс и вьетнамки на Невском проспекте, я не хочу это видеть, честно говоря. И считаю, что это тоже неуважение к себе, потому что Невский проспект и Санкт-Петербург в целом обязывают к чему-то. Но лето есть лето. И почему бы не футболки и не шорты? Это нормально.
- Интернет плотно вошел в нашу жизнь, но есть такое ощущение, что сетевого этикета не появилось. Например, люди пишут друг другу сообщения в интернет-сообществах, но на них не отвечают. Почему так происходит?
И.А.: Потому что нет осознания того, что интернет и вся переписка в Сети - это продолжение эпистолярного искусства. Просто раньше этим искусством занимались грамотные люди, представители дворянства, а сегодня это доступно всем. Раньше мы переписывались записками, сейчас это «смски». «Смска» может быть без подписи, но она должна быть грамотно написана. Если говорить об электронной почте, то должно быть обращение и подпись, если это не чат. Но часто ли бывает такой режим чата? Поэтому нужно следить, это опять же проявление уважения.
- Но можно ли говорить, что интернет-этикет в каких-то зачатках появился?
И.А.: Безусловно, он создается, развивается. Что-то лишнее отпадает, но этикет, безусловно, формируется. Но опять же он должен быть основан на уважении личности каждого человека.
Подробнее в сюжете: Большое интервью