Легендарная рок-группа ДДТ наконец-то привезла в Москву долгожданную концертную программу «История звука». Музыканты впервые за шесть лет выступили на сцене спорткомплекса «Олимпийский». В тридцати с лишним песнях отобразилась вся история коллектива длиной в 38 лет. Подробнее – в материале «МИР 24».
Долгое ожидание
Ждать концерта пришлось довольно долго, и произошло это не по вине музыкантов, а из-за организаторов. Те забыли предупредить зрителей о необходимости получить специальный браслет. В итоге люди были вынуждены стоять под дождем две, а то и три очереди по несколько тысяч человек. Шли они очень медленно: за 20 минут удавалось пройти примерно метров 10. Группа ДДТ пошла на встречу, концерт начался на 40 минут позже, однако очереди не кончились и после этого. Очевидцы также сообщали о массовой драке, но эта информация не подтвердилась. Некоторым любителям рок-музыки пришлось ждать по полтора-два часа. В итоге они смогли увидеть лишь половину концерта.
В чем причина, организаторы так и не пояснили. По словам зрителей, на входе пускали по 10-20 человек, после чего волонтеры устраивали «перерыв». Люди отнеслись к задержке по-разному: кто-то сравнивал очередь со знаменитой очередью на выставку Валентина Серова, кто-то призывал Юрия Шевчука выйти и устроить концерт прямо на улице, кто-то угрожал организаторам иском за некачественное оказание услуг. Фанаты ДДТ не унывали и подбадривали друг друга песнями любимого коллектива.
Долгожданный концерт начался с приветствия лидера коллектива. Шевчук вышел на сцену и рассказал, какие песни предстоит услышать зрителям. По его словам, в сетлисте успешно сочетаются история и мифология легендарной группы. «Добро пожаловать на историческую вечеринку группы «ДДТ». Спасибо, что не пожалели деньги в эти суровые дни. Много говорить не будем, будем петь: будут песни старые, новые. Будет наверно не какая-то история, а мифология, ведь и сейчас все занимаются не историей, а мифологией. Ну все, спасибо, друзья», – сказал Шевчук и дал сигнал музыкантам.
Фото: Владимир Астапкович, РИА Новости
Песни о свободе
ДДТ начала концерт с инструментального вступления. На экранах были видны огни больших городов из окна самолета. Облетевший весь мир лайнер как бы пригласил зрителей в путешествие по истории группы. На сцене было темно и можно было увидеть только самого Шевчука. Только на следующей песне, «Помнишь» (альбом «Прозрачный», 2014), сцена озарилась светом, и зрители увидели сам коллектив – клавишника Константина Шумайлова, гитариста Алексея Федичева, барабанщика Артема Мамая, басиста Романа Невелева, тромбониста Антона Вишнякова и, конечно же, бэк-вокалистку Алену Романову. На экране тем временем продолжалось путешествие по всему миру и Солнечной системе глазами ребенка. Видеоряд завершился фотографией первого состава группы, тем самым напомнив зрителю о главной теме этого концерта – «Истории звука».
Отыграв две сравнительно новые композиции, ДДТ решила вспомнить те остросоциальные композиции, которые и принесли ей славу в 1980-х гг. – «временах, когда», по словам Шевчука, «портвейн стоил рубль двадцать, а туалетной бумаги не было, наверно, даже у Брежнева». Эту часть концерта открыла бойкая песня «Рожденный в СССР», сменившая минорную «Помнишь». В пляс под конец композиции пустились и Шевчук, и Романова. Затем группа вспомнила о своем рок-н-ролльном прошлом и заиграла «Милиционер в рок-клубе». Сатирическую и легкую песню о сотруднике внутренних дел, попавшем в общество хиппи, сменил тяжелый «Конвейер», во время которого зрители смогли увидеть Шевчука в рабочем комбинезоне. Попурри из песен эпохи застоя продолжил «Змей Петров». Змей на видеоряде оказался, естественно, зеленым – бутылки и стаканы сменяли друг друга под почти бардовский аккомпанемент.
Фото: Владимир Астапкович, РИА Новости
От трудовых будней советской интеллигенции Шевчук перешел к тем, кого он, как и вся рок-общественность того времени, искренне ненавидела. На экране появились молодые люди в тренажерном зале с характерным выражением лиц – заиграла «Мама, я любера люблю». Тему продолжили «Мальчики-мажоры», только уже не на «папиных «Волгах», а на вполне современных «Геликах». Толпа на экранах рукоплескала им не меньше, чем в конце 80-х.
Символом новых веяний, на которые были обреченно советское общество того времени стала «Революция». Кадры протестов в августе 1991 года на фоне «Марсельезы», которую процитировала ДДТ, сменило «Время». Настоящий марш протеста зажег толпу, которую подначивал и сам Шевчук; все вместе они запели про то, как «все в кайф». Зал продолжил петь и на вальсовом «Ленинграде» – песне, в которой также отразились черты биографии коллектива, о чем напоминал видеоряд.
Война и мир
Социальную тему сменила другая главная проблема творчества ДДТ – война и мир. Перед «Не стреляй» Шевчук вспомнил конфликты в Афганистане и Чечне. Эта проблема актуальна и сейчас, напомнил он. «Любви мало, много людей, которые хотят столкнуть лбами. В Питере уже к блокаде приготовились, 300 г пайки», – сказал Шевчук.
Фото: Владимир Астапкович, РИА Новости
Лидер ДДТ решил подсластить горькую пилюлю зрителям: антивоенный гимн сменила мажорная «Виновата она – весна». Затем гитарист сменил электрогитару на укулеле, и Шевчук запел автобиографическую «Я получил эту роль» под виды Петербурга на экранах, а вскоре снова вернулся к проблеме мира: «Новые блокадники», «Русская весна» и «Пластун». «Предчувствие гражданской войны» сопровождалось видеорядом, который напоминал одновременно и кадры «Стены» группы Pink Floyd, и творчество Сальвадора Дали. Антивоенный сет завершили трогательные «Пацаны» с фото участников Чеченской кампании.
Дальнейшую программу, выдержанную в том же остросоциальном ключе, Шевчук решил разбавить парой хитов. На «Метели» зал снова запел, по танцполу начали кружить пары. Лиричную балладу сменили рок-боевики «В бой» и «Мы», периодически прерываемый речитативом Шевчука (на пресс-брифинге после концерта Юрий Юлианович признался, что с большой симпатией относится к рэпу). Затем последовали «За тобой пришли» и меланхоличный «Потолок». Питерский дом колодец на экране превратился в космический корабль, путешествующий по небу, в который и превратился потолок в песне.
Да здравствует Любовь!
Шевчук отложил в сторону акустику и затянул «Он прожил много лет, он прожил много зим» – под удивительной красоты соло на клавишах зазвучала «Любовь». Лидер ДДТ снова решил попеть со зрителями: зал по его призыву подхватывал «О-о-о-о». На экранах тем временем на фоне белых березок вальсировали прекрасные девы, а седовласые старцы превращались в усатых офицеров.
Фото: Владимир Астапкович, РИА Новости
Медленную композицию сменила знаменитая «Ночь-Людмила», под аккомпанемент тромбона и бодрый рок-н-ролл разошелся и зрительный зал, и сам Шевчук с бэк-вокалисткой Аленой. Романова в перерыве между ритмичными припевами прочитала трогательное стихотворение. Вслед за Аленой солировали и другие члены группы: Невелев и Вишняков исполнили блестящее джазовое соло для бас-гитары и тромбона. Лирическая тема была продолжена песней «Новое сердце», которую на экране сопровождал отсчет до нашего времени, и стихотворением «Когда един». Шевчук вновь взял в руки акустику и посвятил следующую композицию женщинам. «Я ценю твое мужество заваривать чай» – простой и в то же время удивительно милый гимн прекрасному полу.
Затем лидер ДДТ решил пообщаться со зрителями, затянув пронзительное «ооауа». Зал повторял эти звуки вслед за своим кумиром в течение двух минут, пока не зазвучал очередной хит – «В последнюю осень». Распевшиеся зрители обрадовались и следующей песне про «то, как два мужика на войну ходили» – «Просвистела». За шлягерами последовал ироничный «Погром» – на экранах зрители увидели, чем занимаются музыканты на гастролях и что можно играть на тромбоне задом наперед. Бодрую композицию сменил пронзительный «Ветер». Шевчук в этой песне решил помянуть всех коллег по цеху – от звезд вроде Александра Башлачева, Майка Науменко, Виктора Цоя, Сергея Курехина, Юрий Клинских и Горшка до бывших музыкантов ДДТ – Никиты Зайцева и Игоря Доценко. Зал почтил память музыкантов фонариками на своих телефонах.
Российские и советские рокеры боролись за самое главное – за свободу, подчеркнул Шевчук и спел «Песню о свободе». Традиционный русский рок сменила неожиданно электронная «Любовь не пропала». Об эпохе рок-н-ролла, впрочем, напоминали психоделические картинки на экране. Эта композиция, которую неоднозначно восприняли в зрительном зале, едва не стала последней в сетлисте, но вдруг не сцене появился загадочный молодой человек в кепке. Зазвучали знакомые с детства аккорды «Дождя», и танцор начал двигаться в такт музыке, чем немало удивил публику. По словам самого Шевчука, он нашел Илью Дурапова на YouTube, списался с ним и позвал на московский концерт. Будет ли танцор принимать участие в новых шоу, пока неизвестно.
Музыканты поклонились зрителям и покинули сцену, однако фанаты не спешили покинуть «Олимпийский». После двухминутного перерыва на сцене сначала показался гитарист и клавишник, а затем и сам Шевчук. Спев «Родину», лидер ДДТ некоторое время пообщался с залом, а затем запел, наверно, главную песню в своем творчестве – «Это все». Операторы навели камеры на зрительный зал, который озарился тысячами огней. Шевчук еще раз простился со зрителями, напомнив им о главном в этой жизни – Мире и Любви.
Василий Долгополов
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка
- На бис: Дали и Адам Гуцериевы уже во второй раз выступили в легендарной Венской филармонии
- Единственный в Кыргызстане орган вновь зазвучал: реставрация «короля музыкальных инструментов» продлилась три месяца
- 100 лет со дня рождения Яна Френкеля. Путь композитора, создавшего песни «Журавли», «Погоня» и «Вальс расставания»