Гетто XXI века

21:56 30/04/2017
Объем рублевой ипотеки в Москве увеличился в два раза

В России за прошлый год сдали 80 миллионов квадратных метров жилья. Это примерно полтора миллиона квартир. Однако в погоне за объемами застройщики часто жертвуют нормальной жилой средой. Во многих новых микрорайонах нет ни школ, ни детских садов, а порой даже подъездных путей. Это уже не просто «асфальтовые джунгли». Такие массивы даже стали называть гетто. Как там живется, узнал корреспондент «МИР 24» Борис Чесноков.

Во время Второй мировой войны гетто называли части крупных городов, куда нацисты принудительно отселяли евреев. Современные урбанисты используют термин для обозначения жилых массивов с высокой плотностью населения и отрезанных от цивилизации. Сегодня на звание гетто по тем или иным признакам может претендовать едва ли не каждая вторая новостройка в московском регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

История всех микрорайонов-монстров начинается примерно одинаково. Застройщик получает участок, как правило, в чистом поле. Разворачивает красочную рекламную кампанию: «здесь будет город-сад, за небольшие деньги». Большинство квартир раскупают еще на этапе стройки, и, только получив ключи, их владельцы понимают, что это совсем не то, чего они ждали.

Отсутствие дорог, парковок, детских садов, школ, поликлиник. Даже пожарное депо находится в нескольких километрах. Типичная картина современного гетто. Причин несколько. Это и советское наследство - крупные домостроительные комбинаты, устаревшие планировки дворов, просто не рассчитанные на такое количество машин, - и коррумпированные чиновники местных администраций, и, разумеется, неудержимое желание застройщика выжать максимум прибыли из полученного клочка земли.

«Вынужденный рост вверх этих домов связан с тем, что застройщик должен рассчитать экономику проекта. Если она не будет биться, он не будет ничего строить. Застройщика нагружают строительством дополнительных объектов. Школы, которая стоит более миллиарда, детского сада, они где-то должны появиться», - говорит генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов.

Это, пожалуй, самое известное в мире гетто - крепость Коулун в Гонконге. Новые дома строили на крышах старых. Улицы - узкие коридоры. Процветала проституция, азартные игры и наркоторговля. В 1993 году гетто решили снести полностью, а жителей расселили.

Через десятки лет такая же участь может ждать и нынешние российские новостройки. Во всяком случае урбанисты этого не исключают. Это сейчас заселяются в основном успешные молодые семьи. Мировой опыт показывает, что отсутствие инфраструктуры и высокая плотность населения делают свое дело.

«Эти районы очень быстро превращаются в своего рода гетто, где целенаправленно начинает селиться маргинальный элемент. Спустя некоторое время это начинает вызывать острые социальные проблемы. Отрицательный опыт - Брюссель, когда целые пригороды населены маргинальным элементом. Похожее явление - пригороды Парижа», - говорит доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

Несносные хрущевки

В США строить крупные жилые массивы пробовали в 1960-е. Опыт был неудачным. Снос микрорайона «Пруитт-Айгоу» - один из самых ярких образов культового фильма Годфри Реджио «Койяанискаци». Все началось с образцово-показательной застройки. 30 многоэтажек с доступным жильем в Сент-Луисе. Через 20 лет из жилого массива перестали вывозить мусор, отказала канализация. Статистику убийств, изнасилований и ограблений вести прекратили. Полиция просто игнорировала этот район.

Бетонные гетто южного Бронкса - родина современной рэп-культуры. Дети, которых воспитывала улица, сбивались в банды и занимались творчеством.

Урбанистическая тема как никогда актуальна сегодня и среди российских представителей этой субкультуры.

Подробнее смотрите в видеоверсии.