На Севере России снова погибли дети. Как и год назад, когда в Сямозере утонули 14 подростков, трагедия произошла на водоеме - теперь на Ладоге. Два самых больших озера этого региона - Онежское и Ладожское - обладают капризным нравом. Полный штиль тут же сменяется морским штормом, когда волны выше человеческого роста.
Не просто так Петр Первый сказал в свое время, что настоящим моряком может считаться только тот, кто ходил по Ладоге. Суровый характер объяснить довольно просто. Это и неровное дно озера с большими перепадами, и, выражаясь языком метеорологов, «внезапное вторжение воздушных масс из Арктики». Очередная трагедия с детьми произошла опять в Карелии. На месте происшествия побывала корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.
Компания из пяти подростков приехала в деревню Сумериа 19 июня. Ребята планировали отметить день рождения своей подруги Николь - девушке исполнилось 16. В программе праздника была прогулка по заливу. Лодку для этого взяли у дальних родственников. Вечером Игорь, Николь, Рома, Андрей и Костя сели в алюминиевую «казанку» и отправились по реке в сторону Ладоги.
Алексей Гусев - единственный очевидец трагедии, а теперь еще и основной свидетель уголовного дела. Он последний, кто видел подростков в тот вечер целыми и невредимыми. Гусев подвозил их из города Сортавала в деревню Сумериа.
«Они говорили, что собираются порыбачить на этих двух камнях и что собираются чуть ли не выйти в открытую. Я им строго настрого сказал - ребята, не надо, не надо туда», - говорит Гусев.
Родителей о выходе в Ладожское озеро молодые люди не предупредили, потому что знали, что не позволят им этого. Все были уверены, что дети отправились в сухопутный поход с палаткой.
О трагедии спасатели узнали в 21:20. На поиски ребят, которые оказались в ледяной Ладоге, а температура воды в тот вечер едва достигала 10 градусов, сразу были брошены лучшие силы МЧС. Парней и девушку искали на суше, с воздуха, на воде и под водой.
Самостоятельно справиться со стихией смогли только 17-летний Андрей и 16-летний Игорь. Они пытались спасти троих своих товарищей но не смогли.
«Ребята поступили в час ноль пять в стационар с подозрением, с предположительным диагнозом «общее переохлаждение» в хирургическое отделение. Состояние у них на сегодняшний момент удовлетворительное. Все показатели хорошие. Их жизни ничего не угрожает», - сказала заместитель главного врача по лечебной работе Сортавальской ЦРБ Оксана Потурай.
Пропавшими без вести считаются трое. Роман Янушевский был самым старшим в лодке. Он сдал последний выпускной экзамен в школе и собирался поступать в железнодорожный колледж. Николь была его девушкой. В своем аккаунте, перед поездкой на Ладогу, именинница написала в статусе «тик так». Костя, заводила и душа компании, только закончил 10-й класс.
19 июня МЧС оповестило жителей региона о надвигающемся шторме. И ребята не могли не знать об этом. Погода в Карелии крайне переменчивая. Штиль сменяется бурей мгновенно.
Отправляясь на Ладогу, подростки проигнорировали абсолютно все правила безопасности на воде. Как будто понадеялись на «русский авось».
«Не зная броду, не лезь в воду - без спас жилетов. Они нарушили все, чтобы такое случилось. Они не знали погоду. Высоту волны не знали. Холодная вода. Человек может продержаться в холодной воде, а там 10 градусов, несколько минут. Если покрепче, тренированный, а так - и судороги, и все такое. Они вышли для того, чтобы утонуть», - говорит , командир походов капитан 2 ранга запаса Василий Сапожников.
Ровно год назад, тоже в июне, в Карелии произошла другая трагедия на воде. До Сямозера отсюда чуть больше сотни километров. Тогда погибли 14 детей, отдыхавших в лагере. На них все-таки были спасжилеты, но подобранные не по размеру. Ребята из них буквально вываливались. Тоже было штормовое предупреждение. Но на «авось» тогда понадеялись взрослые.
Тогда, согласно заключениям судмедэкспертизы большинство, детей не утонули, а умерли от переохлаждения и ударов о камни.
«Я прошу у них прощения, я себе это сам никогда не прощу. Это всегда будет со мной. Лучше пускай они меня проклянут», - сказал заместитель директора лагеря «Парк-Отель «Сямозеро» Вадим Виноградов.
Следствие и судебные тяжбы продолжаются до сих пор. После случившегося на Сямозере общественность и чиновники много говорили о безопасности детского отдыха на воде. В спешном порядке в конце 2016-го был принят новый закон об этом. Но до сих пор отсутствует нормативная база, которая позволит его реализовать.
«Скажем, выполняя требование закона об обязательном уведомлении МЧС о маршрутах - правительство РФ недавно приняло об этом постановление. Однако в этом же постановлении говорится о том, что МЧС дается полгода на создание и разработку порядка этого уведомления. То есть мы видим, что по закону с одной стороны требуется это уведомление, с другой стороны, каким образом это осуществлять – неизвестно», - сказал советник руководителя Ростуризма Сергей Менделевич.
Законодатели всерьез говорили и об общественном контроле за местами организованного отдыха детей и подростков. Но парламентарии не учли, что родительские комитеты могут проинспектировать только государственные учреждения. В частные их могут просто не пустить.
«А» - действительно, надо ужесточать законодательство и наводить порядок в этом вопросе. «Б» - понимать, что рядом с каждым ребенком стоит либо взрослый, родитель ли, опекун ли. Либо это государство, если детки остались без попечения родителей. Но есть взрослые. Давайте мы об этом вспомним», - говорит детский омбудсмен Оксана Старшова.
К лету 2017 года были ликвидированы десятки детских лагерей, часто из-за пустяков и придирок. Закрыв их, подростков на время летних каникул предоставили самим себе.
В Карелии на берегу любого водоема можно без труда найти свободную лодку. Они редко «на замке» - бери, да катайся. Лодка типа «Казанка», еще ее называют «Южанка», в которой 19 июня подростки отправилась на Ладогу, считается «маломерным плавсредством».
Согласно российскому законодательству, регистрировать необходимо только то плавсредство, масса которого превышает 200 килограммов, а мощность мотора - 10 лошадиных сил. На управление такой лодкой нужны права. «Казанка» же весит всего 145 килограммов. Мотор, которым она была оснащена в день трагедии, был мощностью всего пять лошадиных сил. На такой двигатель права не требуются. И, теоретически, «казанкой» управлять ей может любой ребенок.
Таких путешественников никто на Ладоге не ловит, поскольку рук не хватает. В Питкярантском районе Карелии на 200 километров береговой линии всего два инспектора по маломерным судам.
«Надо не ловить на воде кто выплыл, кто нарушил. Надо профилактикой заниматься на берегу. В школах должна быть обязательно подготовка, причем учить детей надо не тому, что можно утонуть на воде, а на пожаре можно сгореть. А надо основы рассказать - почему можно утонуть, что нельзя делать на воде, как себя вести нельзя», - говорит рыбак Владимир Бобылев.
Бобылев - рыбак со стажем, занимается промыслом более 20 лет. На своей «Чайке» без спас жилетов и плотов не выходит - не раз ему приходилось спасать утопающих. Но он здесь скорее исключение, чем правило.
«У нас никогда не было жилетов. Мы деревенские ребята. Кто вырос здесь, у нас всегда - веревку на мотор намотал, дернул, в фуфайке поехал. Не привили детям эти жилеты, безопасность, потому что сам, наверное, менталитет такой», - говорит свидетель Алексей Гусев.
За пять лет только Ладожское озеро унесло жизни 300 человек, что равно населению небольшого карельского поселка. Ошибок и самонадеянности большая вода не прощает.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе