Взрыв по-китайски: в Пушкинский музей приехал Цай Гоцян

21:20 17/09/2017

В Пушкинском музее открылась выставка китайского художника Цая Гоцяна. Во всем мире его знают как мастера пороховой живописи и пиротехнических шоу. Для своего первого проекта в России, посвященного столетию Октябрьской революции, Гоцян также выбрал порох. Он взрывает его и остатки помещает на полотно. Насколько восприимчив русский музей к китайской философии, выяснила Екатерина Бакушина.

Детские коляски, кроватки, люльки и 16-метровая гора из молодых берез - таков нынче главный вход в Пушкинский музей. Его загородила инсталляция китайского художника «Осень». По задумке автора, это памятник утопическим мечтаниям.

«Когда мы мечтали о том, чтобы поговорить на тему, связанную с юбилеем Октября, у нас было много разных идей достаточно традиционного толка. Пытаясь, тем не менее, несколько глубже подойти к этой задаче, мы стали думать, с кем было бы интересно сделать такой проект и какое это должно быть высказывание. Решили, что Цай Гоцян будет идеальной фигурой», - рассказала директор музея Марина Лошак.

57-летний Цай Гоцян был свидетелем китайской «культурной революции», когда искусство попало под запрет. Вместе с отцом ему даже пришлось закопать в саду древние миниатюры и сжигать книги. Эти события оказали на Цая большое влияние. Именно поэтому тему Октябрьской революции художник не смог обойти стороной.

«Для меня ценно, что в этом процессе мы обмениваемся мнениями и пониманием Октябрьской революции именно с русским музеем. Поскольку я вырос в социалистическом обществе, на меня оказала влияние советская культура. И я почувствовал, что именно в этот год, когда люди вспоминают о событиях революции, моя ответственность как художника рассказать об этом», - отметил сам Гоцян.

Зал Пушкинского художник превратил в большое пшеничное поле с серпом и молотом внутри. А над ним установил зеркало. На стенах две пороховые картины «Река» и «Сад». В черно-белой реке сотни фотографий повседневных сцен из жизни обычных людей, снятые за последние сто лет. В саду - алые маки и жизнерадостные плакаты советской эпохи. Другое масштабное полотно «Звук» разместилось над главной лестницей музея. На белом шелке - строчки из «Интернационала» - «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой!»

Кульминацией выставки станет видеопроект с фейерверками на Красной площади. Действо проходит под музыку Чайковского. Такая взрывная техника - основа творчества Гоцяна. Самая знаменитая его работа - шоу на пекинской Олимпиаде, в котором было задействовано 10 тыс. человек. В Москве все будет устроено намного скромнее - помогли художнику в павильоне на ВДНХ около полусотни волонтеров.

Вместить в себя взрывную выставку Пушкинский музей решился ради собственной революции. Но революции интеллектуальной, чтобы зрители по-новому взглянули на классическое и современное искусство.

«Мы попытались вызвать у наших зрителей эмоцию сродни революционной. Кому-то она может показаться шоковой. Это проект очень необычный. Мы решились на достаточно кардинальные изменения в выставочных пространствах. Нам показалось, что очень важно, чтобы классический музей впустил в свои стены современное искусство», - отметила куратор выставки Александра Данилова.

Тем не менее, это выставка не про поджоги, говорят в Пушкинском. Порох хоть и созвучен революции, но он также и символ праздника. А когда праздник кончается, начинается прозаичная река будней. В данном случае это выставка «Октябрь». Продлится она до середины ноября.