Монополия на мову, или Как язык Киев до скандала довел

20:58 01/10/2017

Взаимопонимание для Украины сейчас в дефиците. Речь не только о соседних странах. Речь о народе и власти. Новый повод для раздора - закон об образовании. В нем черным по белому - обучение с пятого класса только на украинском. И это в многонациональной стране, где проживают и румыны, и венгры, и поляки, и русские, и молдаване… Список можно продолжать. Как язык до скандала довел, разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров.

«Днестровская волна» - традиционный фестиваль молдавской культуры в Одессе. На Дерибасовскую приехали этнические молдаване со всех районов Украины, надели национальные костюмы, исполняли песни и танцы своего народа. В перерывах организаторы политкорректно включают хиты украинских исполнителей. Интервью местным СМИ раздают на державной мове. Однако у многих участников, если не у большинства, языковые предпочтения другие - молдавский и русский. «Мы молдаване, но мы и русский хорошо знаем», - говорит участник фестиваля.

У Натальи из Одесской области - двое сыновей. Один уже закончил единственную в округе молдавскую школу, второй еще учится тоже на родном языке. «Если дети и родители желают разговаривать на украинском – то без проблем. Если дети и родители решили учиться на молдавском - это их выбор», - рассуждает участник фестиваля Наталья.

Однако теперь все изменится. Президент Порошенко подписал новый закон «Об образовании». Статья седьмая этого документа начинается со слов: «Языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык».

То есть исключительно украинский. Получать знания на своих языках представители нацменьшинств смогут только в детском саду и начальной школе. Дальше родная речь будет звучать лишь на уроках иностранного. Вполне вероятно, что за пределами учебного заведения документ предлагает туманную альтернативу в виде помощи от «национальных культурных обществ».

«Украина опоздала с разработкой и внедрением нового закона об образовании как минимум на 25 лет. Наконец-то украинское государство будет соответствующим образом заботиться о подрастающем поколении», - говорит политолог Вадим Трюхан.

По официальным данным, закон коснется 400 тысяч детей. 1800 из них поляки, 2700 - молдаване, 16 тысяч румын и столько же венгров. Большинство русскоязычные - 356 тысяч учеников. 

«Если они рассматривают это как нарушение прав, мы объясняем, что на самом деле это расширение прав граждан Украины. Они не должны оставаться в какой-то изолированной, ограниченной, замкнутой зоне из-за языка», - утверждает министр образования Украины Лилия Гриневич.

Однако соседи Украины оценку министра не разделяют. Острее всех отреагировали венгры. В Будапеште активисты местных партий принесли к зданию украинского посольства книги венгерских писателей, провели митинг и факельное шествие.

«Этим действием Украина пинает венгерско-украинский базовый договор, соглашения с ЕС, пинает несколько международных конвенций и даже собственную Конституцию», - убежден член Молодежного христианского альянса Лоринк Накса.

Теперь венгры грозят Украине евробойкотом - это официальная позиция Будапешта. «Венгрия будет блокировать и налагать вето на каждый шаг в Европейском союзе, а значит и на любой прогресс Украины в процессе европейской интеграции в рамках Восточного партнерства. Мы гарантируем, что все это будет болезненно для Украины в будущем», - пообещал министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.

Негативную реакцию новый закон вызвал и в Румынии, Польше, Болгарии, Молдове.

«Это называется культурологические войны, я думаю, что это не очень правильно. Свой народ нужно любить, вне зависимости от такого, на каком языке он говорит, какой язык считает родным и каких политических взглядов придерживается», - отметила экс-директор бюро межэтнических отношений, председатель общественной организации ассамблеи народов Молдовы Ольга Гончарова. 

Хотя при этом все понимают - основной целью украинских властей были русскоязычные школы.

«Порошенко действует в рамках националистического государства, которое пытается выстроить по лекалам националистских активистов. Думаю, главным последствием этого закона будет падение грамотности в области знания русского языка, но и украинский знать лучше не будут», - считает политолог Богдан Безпалько.

Споры о языке идут на Украине с момента обретения независимости. Но еще в 2008-м, по исследованиям агентства Гэллап, 83% жителей предпочитали русский. Сегодня, по данным киевских исследователей, эта цифра уменьшилась вдвое. Однако государственный язык иногда забывает даже нынешний президент. Порой Петр Порошенко вспоминает про свои корни – говорит, что родом из Одессы и сам русскоязычный. Но это лишь заявление для особой целевой аудитории - жителей Харькова. 

Куда чаще украинские политики демонстрируют подход в стиле Ирины Фарион. Еще задолго до Евромайдана, будучи депутатом, она объясняла пятилетним детям, какие имена правильные.

Исполнительная власть, может, и не хочет идти на поводу у радикалов, да не тут-то было. Ведь с одной стороны нужно выглядеть респектабельными для Европы, а с другой не настроить против себя улицу. Улица же ни с кем договариваться не хочет, ей нужен драйв. 

При этом Украина всегда позиционировала себя как мультикультурное и толерантное государство. Образец для подражания - маленький закарапатский городок Мукачево. Там живут украинцы, русские, венгры, румыны, цыгане, немцы и евреи. Каждый из них занимается своим делом, ходит в свои храмы и обучается на своем языке. Но сейчас эта идиллия под угрозой. Проблемой даже озаботились в Страсбурге. Пресс-секретарь генсека совета Европы отметился сердитым твитом.

«Разочарован, что Украина приняла языковой закон, не посоветовавшись с нами. Языки меньшинств нужно уважать», - заявил Даниель Хольтген.

Украина пообещала подумать. «Мы будем обсуждать механизмы поддержки образования в этих школах. Мы не будем закрывать эти школы. До 2020 года мы предусматриваем переходный период. Однако мы настаиваем на том, что основным языком в государстве Украины является государственный язык украинского народа», - заявила министр образования Украины Лилия Гриневич.

Но касается это, видимо, только Евросоюза. Никаких консультаций с русскоязычной диаспорой, тем более с Россией не ожидается.

На самом деле многим украинским политикам довольно сложно изъясняться на «мове». Особенно, когда эмоции берут верх. Экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили в этом ряду. Мишико, кстати, продолжает свое турне по Украине. В субботу был в Одессе. Город для него - важный. Все же руководил там больше года. Пока Саакашвили гулял по одесским улицам, у знаменитого памятника Дюку собрались его сторонники и противники и в итоге затеяли драку. Позже, когда полиция всех утихомирила, Саакашвили все-таки появился на площади. Извинился, что не успел провести в Одессе все реформы и призвал людей собраться в Киеве, «чтобы убрать бандитскую верхушку и отрубить голову спрута». После смены власти в стране Мишико пообещал вернуться в Одессу и продолжить ее развитие. Но, как известно, обещанного три года ждут.