Театр марионеток в Тбилиси: здесь взрослые играют в куклы

11:47 03/10/2017

Театр марионеток в Тбилиси не раз становился местом съемок репортажей. Корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе снова встретился с артистами и узнал секреты их профессии.

Старый дом в одном из самых старых районов Тбилиси – знаменитый семейный театр Давтянов. Внутри царствуют марионетки: большие и маленькие, они повсюду. Здесь четверть века играют в куклы, хотя сами артисты не любят это словосочетание.

«Это не совсем куклы. Это больше образы. Образы собирательные. И мы никогда не использовали в семье словосочетание «поиграть с куклой». Это наша семейная работа. Между мной и образом возникает уникальная связь. И что самое интересное – ведомая не кукла, а ведомая – я. Ведет меня кукла, и у нас с ней работа на равных правах», – отмечает актриса театра марионеток Сандра Давтян.

Все куклы созданы Гариком Давтяном, основателем театра.

«Это дудукисты, которые дадут колорит нашему Авлабару. Кукла заранее задумывается, заранее задумывается механизм. Я должен знать, что она должна уметь делать. Настраивается механизм, а потом она живет как человек», – рассказывал кукольник Гарик Давтян.

Самого мастера уже нет в живых, дело продолжает супруга Жанна. Говорит – именно актерское мастерство помогло пережить сложные 90-е.

«Это был далекий 1993 год. К нам пришел один артист. Он говорит: «Вы что, с ума сошли – вокруг стреляют, грабят, а вы здесь в куклы играете. Тогда мой супруг ответил – пришло время самим делать праздник и дарить его людям. Тогда тот артист ответил – сделай куклу, похожую на меня, и мы вместе будем веселить людей», – вспоминает руководитель театра Жанна Давтян.

Это был всеми любимый артист Фрунзик Мкртчян. Сейчас кукла с его грустными глазами – талисман театра. И если возникает трудная ситуация, Жанна выводит ее на сцену.

«Этот театр – штрих к портрету старого Тбилиси, который все так любят. Чем больше штрихов, тем богаче портрет. Я приехал в Тбилиси на один день, и мне захотелось прийти сюда и прочувствовать этот дух», – сообщил директор музея Параджанова в Ереване Завен Саргсян.

Чем тяжелее кукла, тем сложнее ею управлять. Требуется физическая сила. А кроме того, возникает ощущение, что марионетка действительно сама задает ритм и направление движений. И вот тут кроется главный секрет кукловода – надо быть настоящим артистом и вжиться в образ этой куклы. Только тогда возникает магия жизни на сцене.