Дебош в облаках: спасут ли от хулиганов на авиаборту черные списки
Полуголый дебошир в минувшую среду доставил массу неприятностей пассажирам авиарейса Петербург-Новосибирск. А за несколько дней до этого едва не пришлось разворачивать самолет, который летел из Москвы в Бейрут. На борту буйствовала женщина, называвшая себя «женой депутата». Почему слово «авиадебошир» превращается в название диагноза, попытался понять Родион Мариничев.
…47-летний сибиряк Евгений летел из Петербурга в Новосибирск. К концу четырехчасового рейса, видимо, сдали нервы.
Дальше – больше: дебошир напал на бортпроводника, а потом начал раздеваться. На земле, с полицейскими, внятного разговора тоже не получилось. Теперь врачи определят, насколько вменяем был пассажир, когда попал на борт. Вменяемость женщины, которая закатила истерику из-за пролитого сока, тоже вызывает вопросы.
А пьяную выходку авидебошира перед вылетом из Москвы в Красноярск наблюдала наша съемочная группа. Заядлого курильщика, который с трудом держался на ногах, удалять из салона пришлось полицейским.
На российских авиарейсах таких случаев – примерно 70 в год, это данные Росавиации. С этого года дебоширам закрутят гайки. Минувшей осенью Госдума приняла пакет законов, которые позволят авиакомпаниям составлять черные списки пассажиров. Новые правила начнут действовать летом.
В законе есть исключения: билет продадут даже дебоширу, если он летит туда, куда можно добраться только по воздуху, если направляется на лечение, похороны, сопровождает инвалида или же если это депортация. То есть закон не так жесток. Да и запрет на полеты действует всего год.
О специальном законе против авиадебоширов всерьез заговорили пять лет назад. В январе 2013 года на борту рейса Москва – Хургада некто Сергей Кабалов решил покурить в туалете. Выдававший себя за «сотрудника КГБ»и «депутата» пассажир оказался предпринимателем средней руки из Саратова. За мат и избиение бортпроводника Кабалов в итоге отсидел всего лишь год и восемь месяцев. Избитый стюард Денис Вафин получил 400 тысяч рублей компенсации. За то, что вынужден был, по сути, подставлять голову под удар.
«Мы не имеем права применять физическую силу на борту нашего самолета, мы связаны по рукам законодательством Российской Федерации», – сетует он.
Руки бортпроводникам не развязывают и новые законы.
«Каких-то специальных прав применения оружия, газовых баллончиков нет. Но чтобы элементарно, если человек буйный, его скотчем замотать, я надеюсь, люди обучаются», – поясняет Крашенинников.
Право на самооборону у экипажей гражданских самолетов было в советское время. После нескольких случаев угона командирам экипажей начали выдавать оружие.
Сейчас другой подход: в крупных российских авиакомпаниях пересматривают правила набора бортпроводников.
Психологическое образование недавно пригодилось бы экипажу рейса Москва – Якутск. 17 февраля, аэропорт Шереметьево. В самолет вместе с женой и помощником заходит глава Якутии Егор Борисов. И не может найти посадочных талонов. Их принесли буквально через три минуты. Но этого времени хватило для ругани, угроз подать в суд, а помощник главы попытался попасть в кабину. Его сняли с рейса, а вылет задержали на полтора часа. А талоны, судя по всему, случайно выпали перед посадкой.
«Посадочные талоны, вот эти отрывные корешки и паспорта, все было вместе мне передано. Я их это все положил во внутренний карман, но, уже зайдя в салон самолета, обнаружил, что у меня посадочный талон только на мое имя», – объясняет помощник главы региона Евгений Шигапов.
После этого инцидента вновь усилились слухи о скорой отставке Борисова. Впрочем, официальных подтверждений пока нет.
Четыре года назад в аэропорту Екатеринбурга с рейса сняли театрального режиссера Николая Коляду.
«Стюардессы сказали: вы пьяный, уходите отсюда! Я без разговоров пошел», – вспоминает он.
Как признается режиссер, в тот раз он почему-то очень испугался полета. Но с тех пор сделал для себя главный вывод: «Когда едешь куда-то, ни в коем случае нельзя пить, потому что можно потерять билет, можно потерять паспорт, и самое главное, понимаете, можно потерять уважение к себе».