За каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Трудно с этим поспорить, когда знаешь, кто, например, вдохновлял знаменитых русских художников. Кто они – женщины со знаменитых полотен, рассказывает корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Свою Мадонну для картины «Богоматерь с младенцем» Михаил Врубель написал с Эмилии Праховой. Она была женой Адриана Прахова – искусствоведа, который был покровителем художника. Будучи частым гостем в их доме, молодой художник влюбился в Эмилию, но безответно. Из-за любви к ней Врубель даже резал вены. Тоску по своей возлюбленной он изливал в картинах. Черты Эмилии специалисты угадывают даже в одном из его знаменитых демонов.
Но был в жизни Врубеля и ангел – его жена, оперная певица Надежда Забела. С ее появлением творчество Михаила Александровича превратилось в сказку. Вдохновленный оперой «О царе Салтане», слушая арии Надежды порой по 80-90 раз, Врубель создал «Царевну-Лебедь». Дива продолжала петь для художника до конца его дней, ее голос успокаивал ослепшего безумца.
Марк Шагал пережил свою музу. Всю жизнь он писал Беллу Розенфельд – чувство к супруге его окрыляло. На его полотнах она легкая, летящая и влюбленная.
«Они прожили вместе счастливо 30 лет, познакомившись в юности. Потом Белла, к сожалению, скончалась. Но, даже найдя через восемь лет вторую свою жену Валентину, Шагал не переставал рисовать именно Беллу. Все его работы о любви, об этом полете и посвящены отношениям с Беллой», – отметила куратор художественных проектов Елена Куприна-Ляхович.
Незаконная, но страстная любовь вдохновляла художника Карла Брюллова. Его муза жила в Италии в собственном поместье. Графиню Юлию Самойлову художник изобразил на многих картинах. По одной из версий, это именно она сидит верхом на лошади в его знаменитой «Всаднице». В «Последнем дне Помпеи» Самойлова запечатлена трижды.
В творчестве Валентина Серова большую роль сыграла Ида Рубинштейн. Танцовщица настолько впечатляла художника, что он решился на смелый шаг: после «Девочки с персиками» и благовидных портретов знаменитостей Серов написал женщину совсем без одежды. В начале XX века этот портрет называли самым скандальным в истории русской живописи.
Экстравагантность ценил и живописец Илья Репин. Его вторая супруга Наталья Нордман-Северова была ярой феминисткой, отказывалась от прислуги и кормила мужа исключительно вегетарианской едой. Часто на их столе появлялись котлеты из сена.
«У нее было сильное ощущение и независимости, и свободы. Именно это покоряет мужчин: сила большого духа, который она воплощала, будучи революционеркой в самом лучшем своем проявлении, возмущая в тот момент все пласты общества, но при этом переворачивая сознание окружающих и самого Ильи Репина. Ему нужно было что-то такое, что могло его взбадривать и возмущать», – сказала психиатр Диана Генварская.
Репин часто писал Наталью, хоть она была далеко не красавицей. Впрочем, муза художника не обязательно должна быть красивой внешне. Мужчину, мыслящего образами, может очаровать и сила характера, и голос. Так что совсем неудивительно, что любимые черты близкого человека легко вписывались в образ исторической героини или мифической царевны.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Культтуризм