В пятницу, 22 ноября, Роспотребнадзор напомнил россиянам о необходимости аккуратного отношения к антибиотикам – по данным ведомства, в результате антибиотикорезистентности через 10-15 лет мир столкнется с суперинфекцией, которая «может привести к смерти не менее 30 миллионов человек». По словам руководителя лаборатории молекулярной биоинженерии Института биоорганической химии РАН Константина Мирошникова, появление на рынке новых антибиотиков не выгодно фармкомпаниям.
Речь идет не о новых болезнетворных агентах, а о микробах, которые давно известны и вызывают известные болезни, но у которых возникла устойчивость к антибиотикам.
«То, что во всем мире постоянно растет и количество таких бактерий, и частота их встречаемости, – это факт. В 2013 году ВОЗ выпустила циркуляр с наиболее опасными для человека бактериями, которые проявляют пугающий уровень антибиотикоустойчивости. Их было шесть. В 2017 году вышел еще один циркуляр. Прошло всего четыре года, а количество названных бактерий, которые проявляют очень серьезную устойчивость к антибиотикам и опасны для человека, увеличилось до 12», – заявил Константин Мирошников в интервью «МИР 24».
«Было уже несколько случаев, когда человек цеплял какую-то инфекцию – синегнойную, стафилококковую, ацинетобактерную – и ни антибиотики, которые в используются в обычной клинической практике, ни даже резервные не работали. В итоге человек умирал, потому что извести инфекцию было невозможно. Пока что таких случаев единицы», – говорит эксперт.
По словам ученого, на данный момент панрезистентные штаммы – большая редкость, хотя уже встречаются. Разработка новых антибиотиков идет постоянно, но внедряются они очень плохо.
«Это невыгодно с точки зрения большой фармакологии. Для того чтобы лекарство поступило в широкую продажу, его надо произвести, сертифицировать, это процедура безумно дорогая (сотни миллионов долларов) и довольно длительная. И если фармкомпания понимает, что вряд ли отобьет эти деньги, то энтузиазма это ей не прибавляет. Поэтому фармкомпании за внедрение новых антибиотиков берутся крайне неохотно. Тем не менее в научной среде поиск новых антибиотиков природного происхождения, конструкции новых модифицированных антибиотиков и разработка каких-то альтернативных методов идет постоянно», – говорит Мирошников.
«Так происходит во всем мире, не только у нас. В России своих оригинальных антибиотиков – по пальцам одной руки можно пересчитать. Обычно в обороте у нас идут так называемые джейнерики, то есть известные антибиотики, на которые истек срок патентной защиты. Это во всем мире работает, и в Китае, и в Индии, и в России. Эти антибиотики еще работают, они выпускаются. В Америке пару лет назад были разговоры, что надо стимулировать фармкомпании на внедрение новых антибиотиков. Предоставляя им какие-то патентные льготы, налоговые льготы, госучастие, что-то еще, но, насколько я помню, не очень много фармкомпаний купились на эту удочку. Видимо, там вопрос более глубокий. Здесь экономическая составляющая намного важнее научной», – считает Константин Мирошников.
По мнению ученого, желательно, чтобы все антибиотики продавались по рецепту, так как к резистентности приводит прежде всего их бесконтрольное употребление. «Люди в целом не очень хорошо представляют, от чего надо употреблять антибиотики, в какой дозировке, какой продолжительности должен быть курс. Просто так поесть антибиотик, пока не полегчает, для человека-то нормально, а в общеглобальном масштабе плохо, потому что это тренировка бактерий на антибиотикоустойчивость. При незаконченном курсе обязательно останется какая-то популяция микробов, которая обладает устойчивостью к этому антибиотику. И чем чаще это происходит, тем, соответственно, выше вероятность закрепления этого свойства болезнетворного микроба и циркуляции его», – заключил эксперт.
Подробнее в сюжете: Медицина и психология