Пять миллионов зрителей, 36 мировых рекордов и незабываемый «ласковый Миша». Ровно 40 лет назад в Москве открылись XXII Летние Олимпийские игры. Они навсегда изменили облик столицы. Как Советский Союз готовился к первой в своей истории Олимпиаде, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Бирюков.
19 июля 1980 года. Москва. На стотысячной арене «Лужники» аншлаг. Церемония Открытия XXII летних Олимпийских игр. Почетная миссия зажечь огонь главной чаши досталась знаменитому баскетболисту Сергею Белову. Торжественную церемонию в прямом эфире посмотрели 2,5 миллиарда человек в 111 странах. Статистику подпортил политический скандал на фоне ввода советских войск в Афганистан. Президент США Джимми Картер уговорил союзников бойкотировать поездку в СССР.
«Американские олимпийцы не поедут в Москву. Это наше окончательное решение», – заявил тогда американский лидер.
Игры пропустили 65 государств, в том числе ФРГ, Япония, Китай. Еще 14 команд выступили под флагом Международного олимпийского комитета. Тот демарш Запада Советский Союз иронично отобразил в мультфильме, в котором олимпийскому Мишке строят козни Баба Яга, Кощей и Змей Горыныч.
К первым в Восточной Европе Олимпийским играм СССР готовился неполную пятилетку. Было потрачено два миллиарда советских рублей. Грандиозная стройка развернулась в пяти городах: Москве, Ленинграде, Минске, Киеве и Таллине. Возвели с нуля 78 объектов.
Чтобы вести бесперебойные трансляции, в Останкино появился отдельный комплекс Олимпийского телерадиовещания. 21 телестудия и 60 комментаторских кабинок, современное оборудование и цветное изображение. Работать на Играх считалось большой ответственностью. К тому же это право еще нужно было заслужить.
«У меня появилось много знакомых: грузины, армяне. Мы потом часто встречались. А главным режиссером был известный человек – Юрий Озеров», – вспоминает оператор Юрий Горулев.
За рекордные сроки возвели самый крупный крытый стадион страны – спортивный комплекс «Олимпийский» – универсальный зал «Дружба» в Лужниках, крытый велотрек и гоночную трассу в Крылатском.
А вот 5-тысячный дворец спорта «Динамо» на улице Лавочкина строители сдали в эксплуатацию всего за две недели до старта игр. Тогда, 40 лет назад, с архитектурной точки зрения арена была новаторской. Здание, которое вы видите за моей спиной, напоминало поднятые крылья птицы. Во время Олимпиады здесь проходили гандбольные и баскетбольные соревнования. Сейчас, несмотря на полуаварийное состояние, во Дворце проводят домашние матчи женские и мужские волейбольные команды «Динамо».
При этом обновлялась не только столица. Вся страна превратилась в одну гигантскую стройку.
«Минск-Брест – это 400 километровый участок, надо было все сделать быстро и качественно. А мы тогда только освоили новые технологии, цементобетон. Так мы познакомились с новыми дорожными технологиями», – рассказал декан архитектурного факультета Белорусского национального технического университета Армен Сардаров.
У оргкомитета Олимпиады-80 было еще одно, особое задание. Советскую эстраду должна была захлестнуть волна музыкальных композиций о спорте. И неофициальным гимном Игр стала песня Давида Тухманова и Роберта Рождественского в исполнении эстонского певца Тыниса Мяги.
Это была Олимпиада особой атмосферы. На две недели спорт стал частью жизни Советских городов, вошел в быт каждой семьи.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: История