«Там уже были какие-то искры»: химики рассказали, чем опасна селитра и что привело ко взрыву в Бейруте
16:56 06/08/2020Мощный взрыв, прогремевший в порту Бейрута во вторник, стал сильным потрясением для всего мира. По последним данным, погибли 137 человек, около 5 тысяч получили ранения, не менее 300 тысяч лишились крова. Причиной трагедии стал взрыв более 2700 тонн аммиачной селитры, хранившейся на одном из складов в порту Бейрута. Как выяснилось вскоре после трагедии, опасный груз прибыл в Ливан из порта Батуми на борту молдавского судна Rhosus, принадлежавшего российскому бизнесмену Игорю Гречушкину.
Селитру должны были доставить на завод по производству промышленной взрывчатки в Мозамбике, однако еще в 2014, по прибытии в Бейрут, груз был арестован из-за отказа судовладельца оплатить портовые сборы и неустойку за отказ от груза. Как пояснил бывший капитан судна Борис Прокошев, в Бейруте Гречушкин планировал взять на борт дополнительный груз, но тот оказался неподъемным. В итоге огромная масса взрывоопасного вещества на протяжении шести лет оставалось в порту Бейрута вплоть до 4 августа, когда прогремел роковой взрыв.
Теперь эксперты по всему миру спорят: могла ли селитра взорваться сама по себе или ей «помогли»? Что стало причиной взрыва – неосторожное обращение с пиротехникой, сварочные работы, теракт? Почему Ливан отказался от международного расследования? И, конечно, один из самых насущных вопросов на сегодняшний день: а как вообще правильно хранить селитру и отчего она может взорваться? На эти вопросы мы попросили ответить экспертов.
Сама по себе селитра взорваться не могла, уверен военный эксперт, бывший член комиссии по биологическому и химическому разоружению ООН Игорь Никулин.
«Лично я в случайность не верю, – говорит он. – Чтоб так рвануло, надо было из этих петард выложить что-то типа бикфордова шнура (средство для передачи огневого импульса на детонатор или пороховой заряд – прим. ред.), чтобы он четко вел к самой селитре, после этого поджечь... Я не верю, что это случайность».
По мнению Никулина, даже случайное попадание пиротехники на склад вряд ли могло привести к столь масштабному взрыву.
«Там температура, чтобы она рванула, должна быть выше 400 градусов. То есть селитра долго должна гореть, чтобы она так мощно взорвалась, причем вся. А этого мы не видели. Но боюсь, что, с учетом того, что Ливан отказался от международного расследования, правды мы не узнаем. А если и узнаем, то нескоро. Так что, похоже, что-то они там скрывают», – полагает эксперт.
Селитра – далеко не самая мощная взрывчатка по сравнению с тем же тротилом, поэтому ее чаще всего используют в ситуациях, «где не требуется взрыв большой мощности», объясняет Игорь Никулин. Однако в Бейруте общая масса вещества составила почти 3 тысячи тонн, что и породило такую колоссальную реакцию.
Ранее главный конструктор по промышленным взрывчатым веществам Государственного НИИ «Кристалл» Вячеслав Соснин в интервью одному из телеканалов заявил, что, помимо взаимодействия селитры с огнем, причиной взрыва могло стать «длительное хранение селитры и ее разложение под воздействием ряда веществ, которые могли быть в порту – это дизтопливо, масло, различные хлориды».
Но Игорь Никулин уверен: чтобы такое взаимодействие стало возможным, необходимо участие человека.
«Для этого же должен быть непосредственный контакт, – подчеркивает он. – Да, всякие самодельные взрывные устройства – в них как раз селитра соединяется с дизельным топливом или с алюминиевой стружкой. Но все равно должен быть детонатор, кто-то должен подорвать их».
Оказывается, опасной селитру делает не только близость огня, но и само время. О том, как правильно хранить нитрат аммония, в интервью «МИР 24» рассказал доцент кафедры неорганической химии РТУ МИРЭА, кандидат химических наук Андрей Дорохов.
«Селитра может храниться неограниченно долго, если не подвергается воздействию каких-то высоких температур или других взрывов. Правда, со временем, если [в месте хранения] высокая влажность или перепады температур, она начинает увлажняться и потом слеживается в плотные комки. Это, конечно, увеличивает опасность ее подрыва при детонации или при воздействии высоких температур.
У меня, например, в лаборатории, хранится нитрат аммония, и с ним, разумеется, ничего не происходит – он не взрывается, не разлагается. Он может взорваться только при детонации, то есть если произойдет какой-то другой взрыв или возгорание. И на видео [из Бейрута] видно, что там уже какие-то были искры, вспышки – может быть, рядом была пиротехника. И вот подрыв пиротехники уже действительно мог привести к детонации всей этой массы селитры», – полагает ученый.
При этом Дорохов подчеркивает: чтобы произошел взрыв такой мощности, пиротехника должна находиться в непосредственной близости от селитры – практически в самой ее массе.
Условия хранения селитры довольно просты, но соблюдать их необходимо безукоризненно, иначе катастрофа неминуема.
«Во-первых, ее нужно хранить в герметичных мешках, чтобы не происходило контакта с окружающей средой, чтобы селитра не слеживалась как можно дольше, не увлажнялась. Ну и, конечно же, хранить нужно вдалеке от источников огня, высоких температур. И тем более вдалеке от взрывоопасных материалов», – предупреждает Дорохов.
Селитру применяют не только для создания промышленной взрывчатки, но и как минеральное удобрение. Она легко растворяется в воде и не обладает высокой токсичностью, поэтому при разумном применении химический нитрат в растениях не накапливается. Благодаря своим свойствам селитра широко применяется в сельском хозяйстве – в былые времена у нас ее хранили прямо в полях.
А смесь селитры с алюминиевой пудрой дает аммонал – один из самых популярных и простых в изготовлении видов взрывчатки, который часто используют в горном деле.
Еще одной опасностью селитры в случае ее подрыва могут стать токсичные пары аммиака. Как полагает эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян, возможно, мы еще не до конца осознали всю тяжесть последствий взрыва в Бейруте. Он рассказал, огромное количество взлетевшего на воздух нитрата аммония может обернуться для Ливана и близлежащих стран настоящей экологической катастрофой. Все дело в парах аммиака, которые сильный ветер очень скоро разнесет в разные стороны, а также в опасных токсинах, которые, скорее всего, уже отравили водоемы.
Однако, как считает Андрей Дорохов, это сейчас не главное, из-за чего стоит переживать Ливану.
«При определенных условиях при разложении нитрата аммония может выделиться диоксид азота. И бурые пары, которые были видны на видео – скорее всего, это как раз диоксид азота. Он действительно токсичен при вдыхании. Но, с другой стороны, это газ, поэтому он достаточно быстро рассеивается и при влажной погоде, во время дождя, взаимодействует с водой и превращается в кислоту. Таким образом опасность уменьшается», – говорит он.
Трагедия в Бейруте может показаться уникальным явлением, но на самом деле подобные случаи в истории уже происходили, и не раз.
«Такие случаи уже бывали в истории, когда на складах взрывалась селитра. Например, в начале XX века в одном из портов пытались раздробить на более мелкие куски слежавшийся нитрат аммония. Вся масса сдетонировала, и половину порта снесло...» – рассказывает Дорохов.
А вот самым известным и страшным взрывом аммиачной селитры считается случай в порту канадского города Галифакса. 6 декабря 1917 года французский военный корабль «Монблан», перевозивший практически одну взрывчатку (на борту был тротил, пироксилин и пикриновая кислота), столкнулся с норвежским кораблем «Имо». Два судна не смогли разойтись в узком проливе, соединяющем внешний рейд порта с заливом Бедфорд-Бэйсин. На «Монблане» начался пожар, затем раздался взрыв. В результате весь порт и городской район Ричмонд были полностью уничтожены. Погибло 1963 человека, около 2 тысяч пропали без вести, порядка 9 тысяч пострадали. Аналогичный случай смел с лица земли американский порт Техас-Сити – одним словом, примеров достаточно.
Но вот что удивительно: селитра, требующая к себе столь деликатного и трепетного обращения, оказывается, не взрывается от ударов.
«Если селитра свалялась, вернуть ей изначальную форму можно только механически, то есть дробить с помощью, например, кувалды, – объясняет Андрей Дорохов. – При ударе нитрат аммония не взрывается».
Тем не менее работу с такими веществами, как селитра, стоит доверять только специалистам, а условия хранения должны полностью соответствовать межгосударственным стандартам.
Подробнее в сюжете: Взрыв в Бейруте