Борис Прокошев – капитан судна Rhosus, на котором хранилась взорвавшаяся в Бейруте аммиачная селитра, – назвал его владельцем российского бизнесмена Игоря Гречушкина.
Кипрская полиция допросила Гречушкина в его доме на Кипре в четверг, сообщил источник Reuters в ведомстве. Представитель кипрской полиции добавил, что по запросу бейрутского Интерпола был допрошен некий свидетель, имени которого он не назвал.
Аммиачная селитра была продана грузинским производителем удобрений ООО «Рустави азот». Ее должны были доставить Мозамбикскому производителю удобрений Fabrica de Explosivos.
Директор завода «Рустави азот» Леван Бурдиладзе заявил Reuters, что его компания владела им в течение последних трех лет и не может подтвердить, производилась ли там аммиачная селитра. Он назвал решение о хранении материала в бейрутском порту «грубым нарушением мер безопасного хранения, учитывая, что аммиачная селитра теряет свои полезные свойства через полгода».
Кабинет министров Ливана в среду согласился поместить всех чиновников бейрутского порта, которые контролировали хранение и безопасность в порту с 2014 года, под домашний арест, сообщили источники в министерстве.
По словам Прокошева, судно протекало, но было на ходу, когда вошло в Бейрут в сентябре 2013 года. Однако, по его словам, ливанские власти мало обращали внимания на аммиачную селитру, которая находилась в корпусе судна в больших мешках.
«Мне жаль людей (погибших или раненых в результате взрыва). Но местные власти, ливанцы, должны быть наказаны. Они вообще не заботились о грузе», – сказал Прокошев.
Он добавил, что в 2013 году владелец судна сказал ему сделать незапланированную остановку в Ливане, чтобы забрать дополнительный груз. Корабль перевозил 2750 тонн высокогорючего химического вещества из Грузии в Мозамбик, когда пришел приказ завернуть в Бейрут по пути через Средиземное море.
Экипажу было предложено погрузить тяжелое дорожное оборудование и доставить его в иорданский порт Акаба, прежде чем продолжить путь в Африку, где аммиачная селитра должна была быть передана производителю удобрений.
«Это было невозможно. Это могло погубить всех, и я сказал «нет», – пояснил Прокошев по телефону Reuters.
Судно могло бы успешно покинуть Бейрут, если бы ему удалось погрузить дополнительный груз. Экипаж сложил оборудование, включая экскаваторы и дорожные катки, поверх дверей грузового отсека, в котором хранилась аммиачная селитра, по словам боцмана судна Бориса Мусинчака. Но двери трюма прогнулись.
«Корабль был старый, и крышка трюма погнулась. Мы решили не рисковать», – сказал он в телефонном интервью.
Капитан и три члена экипажа провели на корабле 11 месяцев, пока длился судебный спор, что делать с судном, без жалованья, с ограниченными запасами продовольствия.
«Груз был очень взрывоопасным. Вот почему его держали на борту, когда мы были там. Эта аммиачная селитра имела очень высокую концентрацию», – сказал Прокошев.
Ранее химики рассказали, чем опасна селитра и что привело ко взрыву в Бейруте.
Читайте также:
- Один погиб и более 70 правоохранителей пострадали при беспорядках в Бейруте
- Полиция применила слезоточивый газ к протестующим в Бейруте
- Число жертв взрыва в Бейруте увеличилось до 154
- Химик назвал условия для взрыва аммиачной селитры в порту Бейрута
- Госпиталь МЧС России в Бейруте в первый день работы принял 13 пациентов
Подробнее в сюжете: Взрыв в Бейруте