Эра справедливости: о чем и как писал мастер советского детектива Аркадий Вайнер

11:29 13/01/2021
Эра справедливости: о чем и как писал мастер советского детектива Аркадий Вайнер
ФОТО : ТАСС / Куров Александр

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения писателя Аркадия Вайнера. «Эра милосердия», «Гонки по вертикали» – в советское время его детективы имели большую популярность. Вместе с братом Георгием он создал народных героев – Жеглова и Шарапова. Как рождались романы братьев Вайнеров, – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Екатерины Макаровой.

«Если Кирпич вор, он должен сидеть в тюрьме. И людей не беспокоит, каким способом я туда его упрячу. Вор должен сидеть в тюрьме, верно?».

Главное правило жизни – устами сыщика МУРа. Аркадий Вайнер формулировал его почти 20 лет. Столько он отдал службе в милиции, пока не решил уйти в писатели. О том, как надо ловить бандитов, он будет рассказывать в своих детективах.

«История с вами произошла, прямо скажем, фантастическая. И я желал бы доказать всем вашу невиновность. Но нужны факты».

Фактов из уголовной практики у Аркадия было предостаточно. Строить на них романы ему помогал брат Георгий. Следователь и журналист – тандем «Братья Вайнеры» прочно закрепится в детективном жанре. В 1970-е, несмотря на жесткую цензуру, о самых страшных событиях в стране они писали предельно честно.

«Они пытались через остросюжетные вещи показать современное общество, проблемы этого современного общества, людей неординарных. Вот была основная сверхзадача этих произведений», – отметил писатель, сценарист Андрей Молчанов.

«Лекарство против страха», «Евангелие от палача», «Визит к Минотавру» – вместе Вайнеры написали около 15 романов. Чертили на ватманах сюжетные линии, потом «лепили» характеры.

«Когда определялся сюжет, они расписывали главы. Каждый брал себе несколько глав и начинали писать. А потом, когда глава была готова, они менялись и друг друга редактировали», – рассказала телеведущая, дочь Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова.

Книги Вайнеров зачитывали до дыр. В конце 1980-х их общий тираж превысил миллион экземпляров. И почти сразу романы начали экранизировать. Успех пришел после фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». У зрителя появился новый герой – самобытный Глеб Жеглов.

«Жеглов не мог не полюбиться зрителю, потому что это всегда наиболее любимый герой во всем советском кино. Это человек немножечко уголовный, который всегда немножко нарушает кодекс, который все делает не по правилам. Справедливый бандит своего рода», – считает киновед Александр Шпагин.

После «Места встречи...», снятого по роману «Эра милосердия», Вайнеров завалили письмами с зоны. Одни ругались, другие восхищались. Но самое главное, согласно милицейской сводке, во время показа сериала число преступлений сокращалось в несколько раз.

«Да ты что, Глеб, я не испугался, я потерял сознание!». – «Ты не сознание, ты совесть потерял».

Для «Места встречи...» планировали продолжение. Но не стало Высоцкого. Сценарий переписали под Шарапова. Но фильм так и не сняли. На 75-м году жизни скончался Аркадий Вайнер, спустя четыре года – Георгий.

Очередной выпуск программы «Рожденные в СССР» будет посвящен творчеству и жизни Аркадия Вайнера. Смотрите на телеканале «МИР» в это воскресенье в 8:20.