Брусиловский прорыв: 105 лет самой успешной операции русской армии в Первой мировой

09:19 04/06/2021

Эту операцию готовили по всем правилам военной науки. Скрытно копали ходы сообщения, аэропланы вели фотосъемку укреплений противника. Сегодня исполняется 105 лет с начала знаменитого Брусиловского прорыва, самой успешной операции русской армии во время Первой мировой, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Барбаш.

Винтовки начала прошлого века и пулемет системы «Максим» образца 1910 года. С таким оружием и в такой форме 4 июня 1916 года русская армия поднялась в атаку на позиции австро-венгерских войск.

«Это был инновационный способ наступления. Он не стал делать прорыв на одном участке. Он сказал: наступаем на всех местах, и держал резервы», – рассказал руководитель Центра военно-исторической реконструкции Тимур Черепнин.

Только в первый день в плен попали 900 офицеров и свыше 40 тысяч солдат противника. 8-я армия генерала Каледина, прорвав фронт, сходу заняла Луцк. В ходе операции несколько армий противника были фактически уничтожены. Австро-Венгрия оказалась на грани полного краха и выхода из войны.

«Было почти миллион потерь, огромное количество пленных, трофеев, орудия, занятие части Волыни, Буковины. Третий геополитический момент – вступление в войну Румынии на стороне Антанты», – указал ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.

В главном штабе Русской императорской армии – головокружение от успехов. Следующая цель Ковель. Этот город – ключ ко всему Полесью. Но у Брусилова тоже потери большие. Ему на помощь послали элиту элит – отборные части императорской гвардии.

«Создали особую армию из гвардии во главе с генералом Безобразовым и подчинили Брусилову. Они легли, обнажив столицу, в столице остались одни запасные батальоны. Эти люди не хотели воевать, они были склонны к политическим акциям», – отметил кандидат исторических наук Валентин Рунов.

Гвардия почти полностью погибла в бессмысленных штыковых атаках под пулеметным огнем под Ковелем. Наступление выдохлось. В неудачах Брусилов обвинял ставку, лично царя и начальника Генерального штаба Алексеева.

«Можно говорить о ревности, и это естественно. Он видел свой участок главным, старался, чтобы именно к нему шло больше подкреплений», – считает историк Георгий Олтаржевский.

Зато союзники праздновали успех. Верден остался за французами, англичане закрепились на Сомме. А посол Италии тогда сказал: «Спасибо спасшим нас неустрашимым русским войскам».

В самой же России уже через год никто не хотел воевать. И о победах забыли.