Иммунолог: Для «омикрона» практически нет преграды в виде естественного или искусственного иммунитета

20:56 09/12/2021

В ВОЗ заявили, что новый штамм коронавируса «омикрон» может снижать активность антител, поэтому он быстро распространяется. Насколько эффективны против него существующие вакцины, телеканалу «МИР 24» рассказал врач-иммунолог Владимир Болибок.

- Благодаря каким механизмам происходит снижение нейтрализующей активности антител? К чему это может привести?

Владимир Болибок: Нейтрализующие антитела подходят к спайк-протеину коронавируса, как перчатка надевается на руку. Если мы привыкли, что у людей примерно одинаковые все пять пальцев, то у коронавируса спайк-протеин состоит из бугров, впадин, и антитела должны повторять эту пространственную конфигурацию. Из-за того что спайк-протеин «омикрона» имеет большое количество мутаций, его пространственная конфигурация значительно поменялась по сравнению с уханьским штаммом. Все антитела, которые начинают образовываться у человека после прививки, настроены на первоначальный вариант. «Омикрон» от него отличается.

Если вы перчатку надеваете не на ту руку, вы ее наденете, но носить ее будет неудобно, тем более, будет неудобно этой рукой что-то делать. Примерно так объясняется, почему вируснейтрализующая активность антител значительно снизилась по сравнению с исходным уханьским штаммом.

- В ВОЗ заявили, что «омикрон» быстро распространяется среди людей с высоким иммунитетом. Кого в ВОЗ имели в виду?

Владимир Болибок: ВОЗ не делает градации – привитые или переболевшие. Они считают, что иммунитет человек может приобретать двумя путями: естественным – в результате заболевания, искусственным – в результате вакцинации. Это и будет иммунная прослойка, или коллективный иммунитет. «Омикрон» преодолевает иммунную защиту, и для него практически не существует преграды в виде того иммунитета, который образовался естественным или искусственным путем.

Разница в том, что люди, уже имеющие иммунитет, «омикроном» болеют относительно легко, практически заражаются и переносят как легкое ОРВИ. А люди, не имеющие иммунитета, или у них крайне низкий иммунитет, то есть они прививку не делали, но когда-то переболели, болеют тяжело.

- Практически все вакцины создавались в расчете на уханьский штамм. Если их эффективность тогда оценивалась в 98%, будут ли они эффективны против «омикрона», который заразен, как говорят некоторые эксперты, как корь?

Владимир Болибок: Даже выше кори. Если возвращаться к аналогии с перчаткой, они в какой-то степени защищают, как перчатка на левую руку, а вы ее можете надеть на правую руку: она будет правую руку защищать, но будет очень неудобно пользоваться. Та же ситуация происходит и с иммунитетом, приобретенным в результате вакцинации. Он защищает, но напряженность иммунной защиты снижается, и «омикрон» пробивает эту иммунную защиту.

- Если вакцины стали менее эффективны, означает ли это, что вакцинированных они будут защищать только при высоком уровне антител? Есть ли смысл постоянно ревакцинироваться?

Владимир Болибок: Чтобы получить высокий уровень антител, есть смысл делать несколько ревакцинаций. Мы наблюдаем за пациентами, которые уже прошли такие ревакцинации, конечно, титр антител у них резко увеличен после ревакцинации, выходит на уровень нескольких сотен и тысяч международных единиц.

- Как часто нужно ревакцинироваться?

Владимир Болибок: Пока по современным представлениям ревакцинацию желательно проходить раз в шесть месяцев. Для этих целей была разработана однокомпонентная вакцина «Спутник Лайт», которую можно раз в шесть месяцев делать. Вопрос только в том, что однокомпонентную вакцину те страны, которые признают «Спутник V», могут не признавать. Нужно исходить из медико-административных соображений. Если люди планируют заграничные поездки, то нужно выбирать вакцину, с сертификатом которой вас впустят в ту страну, которую вы собираетесь посетить.

- Антитела людей, переболевших коронавирусом, тоже теряют свою нейтрализующую активность при встрече с новым штаммом коронавируса?

Владимир Болибок: Видимо, да, в какой-то степени этот иммунитет теряется, но те люди, которые переболели коронавирусом, у них спектр антител, репертуар антител, более широкий. Там не только к спайк-протеину антитела, но и к другим структурным и неструктурным белкам коронавируса, и есть антитела, которые направлены против относительно устойчивых структур коронавируса, более консервативных. Следует ожидать, что люди, переболевшие коронавирусной инфекцией, у которых еще сохраняется титр антител, у них также «омикрон» будет переноситься в относительно легкой форме.

- Если человек штаммом «омикрон» переболел, риск повторного заражения велик?

Владимир Болибок: Мы пока этого не знаем. «Омикрон» появился месяц назад. По-моему, повторных случаев пока никто не сообщал. Но еще очень маленький срок прошел, поэтому мы не знаем.

- Есть ли сейчас смысл перенастраивать вакцины на новый штамм «омикрон» и как долго это будет происходить?

Владимир Болибок: Если говорить про нашу вакцину «Спутник V», – это вакцинная платформа, я напомню, она создавалась специально, чтобы можно было практически моментально вакцину перенастроить. Чтобы синтезировать новую цепочку, я думаю, потребуется пара недель, как это было в первоначальном варианте.

А вот следующий этап – тестирование, определение вируснейтрализующей активности, новой последовательности, которая будет включаться, нового прототипа вакцины, и клинические испытания – они какое-то время займут. Идеально, если в три месяца уложиться, это было бы здорово.

- Так возможно?

Владимир Болибок: Я думаю, что это возможно. Есть вопрос по поводу допуска вакцины на рынок, то есть, чтобы согласился регулятор, дал разрешение применять эту вакцину без необходимого количества испытаний. А так вакцину саму приготовить, особенно на платформе «Спутник V», вообще проблем не составляет.

- Какая из российских вакцин наиболее эффективна против «омикрона»?

Владимир Болибок: Одна из самых эффективных вакцин в мире – «Спутник V», это общепризнано. Я общаюсь со своими зарубежными пациентами, мне многие говорят, особенно наши граждане, которые уехали за рубеж, потеряли российское гражданство, говорят: «Было бы у меня гражданство, я бы приехал в Россию и сделал бы себе «Спутник V»». Они хотели бы прививаться «Спутником V» , а не иностранными вакцинами – американскими, китайскими.