В России продолжается реализация программы «Гектар в Арктике». В тройке лидеров по числу заявок Мурманская область, республика Карелия, Архангельская область. Для чего россияне берут земельные участки в северных регионах страны? Об этом в эфире телеканала «МИР 24» рассказал заместитель министра имущественных отношений Архангельской области Владимир Титаренко.
– Сколько арктических гектаров уже выдано в Архангельской области и сколько еще заявок в обработке?
Владимир Титаренко: У нас около двух тысяч гектаров участвует в данной программе. На сегодняшний день подано всего 1170 заявлений. Из них 211 человек уже подписали заявления, 57 находятся в стадии подписания. И 532 заявки еще в стадии рассмотрения. Это достаточно большой объем. Понятно, что те участки, которые пользуются популярностью, в частности, в Архангельске, Северодвинске, то есть в центральных районах, практически все разобраны.
– А с какими условиями выдают эти участки?
Владимир Титаренко: Участок выдается в безвозмездное пользование на пять лет. После истечения срока гражданин вправе получить его в собственность безвозмездно. Либо он может сделать это и в течение пятилетнего срока, если уже построил объект недвижимости, инфраструктурный объект. Тогда то он вправе заявиться заранее на приобретение данного участка в собственность.
– Но какие условия, что для этого обязательно нужно делать на участке?
Владимир Титаренко: Это освоение и застройка данного участка. Но если мы говорим про пятилетний срок, то, на сегодняшний день, это заполнение деклараций. Насколько я знаю, проект Федерального закона находится в Госдуме, и по нему даже декларацию хотят отменить. Более того, предусмотренный законом объем финансирования, которое необходимо потратить, это порядка 70 тысяч рублей, тоже хотят отменить, насколько я знаю. Посмотрим, как решит законодатель.
– А какая отдача для государства, какая-то отчетность должна быть?
Владимир Титаренко: Нет, как только человек получил в собственность данный участок, все, дальше он распоряжается им по своему усмотрению.
– Можете объяснить, почему в тройке лидеров по выданным гектарам в арктической зоне именно Мурманская область, Карелия и Архангельская область?
Владимир Титаренко: Я думаю, именно наши регионы пользуются такой популярностью, в первую очередь, из-за относительной близости к центральным регионам, связи с центральными трассами. Также из-за наличия инфраструктуры, которой обеспечиваются данные земельные участки. Ну и пригодности земель для их использования. Изначально перед нами и ставилась задача выбрать именно те земельные участки, которые бы пользовались популярностью. Поэтому и выбирали участки поблизости от населенных пунктов, деревень, и в городах точно так же. Соответственно, и минимальная инфраструктура присутствует. Это как минимум дорога и электричество. Основная масса участков выдавалась востребовано.
– Гектары в Архангельской области обычно берут местные жители или есть заявки от жителей других регионов?
Владимир Титаренко: Федеральный закон предусматривает полугодовой срок, когда жители именно арктических регионов и Архангельской области имели право на первоочередное получение участка и подачу заявлений. По истечении данного полугодового срока, естественно, все граждане, в том числе и из других регионов, также смогли подавать заявление. У нас есть информация об участниках из разных регионов – Москвы, Санкт-Петербурга, и так далее. Это большой круг.
В любом случае, мы на сегодняшний день проводим работу с муниципалитетами совместно, подбираем новые дополнительные территории для развития данного проекта. И думаю, что в ближайшее время мы выступим с инициативой о внесении изменений в областное законодательство в части, увеличивающей территории, необходимые для реализации гектаров в Арктике. И, надеюсь, будем поддержаны, и данные территории увеличат для дальнейшего развития программы.
– Много ли в Архангельской области незаселенных, пустующих земель?
Владимир Титаренко: Я бы не сказал, что они пустующие. Я могу образно выразиться, что, в принципе, потенциал для реализации программы «Гектар в Арктике» существует практически в любом муниципальном образовании. Восемь муниципальных образований участвуют в данной программе. Понятно, что в городах тяжелее найти пригодные земельные участки, свободные от прав третьих лиц, не занятые промышленными объектами, зонами определенными. Понятно, что в маленьких населенных пунктах дело с этим обстоит проще. Но, я думаю, потенциал есть во всех муниципальных образованиях, которые участвуют в данной программе.
– А что из себя представляют арктические гектары? Что там с дорогами? Насколько удобно провести коммуникации, электричество, воду?
Владимир Титаренко: Я уже сказал, что основная масса тех земельных массивов, земельных участков, которые непосредственно выбиралась для предоставления по данной программе, находится в непосредственной близости от муниципальных образований. В связи с этим, они уже обеспечены минимальной инфраструктурой, – это дороги, электричество. И, по сути, участки находятся в черте населенных пунктов. Естественно, в городах существует возможность по подведению водоснабжения, газоснабжения. Вместе с тем, на сегодняшний день мы ведем переговоры с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Пытаемся рассмотреть возможность федерального финансирования для обеспечения дополнительной инфраструктуры, которая бы была необходима для реализации программы, для освоения данных земельных участков. Переговоры пока идут. Будем надеяться на положительное решение.
– Для чего обычно берут арктические гектары? Чем там люди планируют заниматься или уже занимаются?
Владимир Титаренко: Основная масса, это порядка 70-80% из тех, кто определился с использованием земельного участка, выбирают ИЖС и садоводство так называемое, то есть под дачные участки берут землю. И есть случаи, когда для туризма. Яркий пример у нас в Пинежском районе, где граждане взяли участок под развитие туризма. Есть и складские помещения, то есть развитие бизнеса в том числе. Но основная масса – это ИЖС и садоводство.
– А были в практике случаи, когда землю брали для каких-то экзотических целей?
Владимир Титаренко: Пока таких случаев не было. В течение года с получения участка граждане вправе определиться с назначением его использования. Я думаю, экзотические случаи появятся. Но пока не было.
– Как думаете, удастся с помощью этой программы кардинально преобразить северные участки страны? Сколько для этого может понадобиться времени?
Владимир Титаренко: Мы считаем, что как минимум через пять лет результаты программы будут видны. Тогда граждане массово получат право на получение данных участков в собственность. Вместе с тем, я думаю, что в течение года-двух мы увидим уже реализованные проекты, в частности, по ИЖС, по туризму. Земельные массивы будут преображаться и застраиваться. И это как раз повлечет кардинальное преображение северных территорий России.
Читайте также:
- Лед тронулся: волонтеры собрали больше 2,5 тонн мусора на берегу Баренцева моря
- Эксперт «Гринпис» рассказал о влиянии токсичных отходов на экосистему Крайнего Севера
- Ученый рассказал о скорости исчезновения льда в Арктике
- Развитие Арктики: Северный морской путь свяжет регионы России
- Путин потребовал не откладывать проекты в Арктике, несмотря на обстановку в мире
Подробнее в сюжете: Гости эфира