Полвека назад на экраны вышел фильм «А зори здесь тихие» по одноименной повести Бориса Васильева. Его снял режиссер Станислав Ростоцкий – сам бывший фронтовик. И может, поэтому кино получилось таким трогательным и натуральным. Историю о том, как девушки-добровольцы сражаются с немецкими диверсантами, только за первый год посмотрели 66 миллионов советских зрителей. Сделала это накануне юбилея и корреспондент «МИР 24» Анна Парпура.
«А зори здесь тихие» словно стерли пафос с военной темы. В 1972-м, когда вышла картина, о подвигах советских солдат уже сделали немало фильмов. Но о фронтовиках с женскими лицами так никто не снимал.
«Было очень важно показать, что женщина и война несовместимы, что женщины предназначены для того, чтобы их любили, чтобы они были матерями, были хранительницами очага. И военная форма, которую они надевают – это все не для них», – подчеркивает киновед, сотрудник архивно-музейного отдела киностудии им.Горького Алексей Тремасов.
Снимать фильм по повести Бориса Васильева доверили Станиславу Ростоцкому. Этим фильмом он отдал долг медсестре Ане Чугуновой, которая на войне спасла ему жизнь. У невестки режиссера Марианны Ростоцкой сохранились фронтовые письма медсестры.
«Он три дня находился между жизнью и смертью. И он рассказывал о нескольких людях, которые его спасли. Среди них Аня Чугунова», – рассказывает киновед Марианна Ростоцкая.
Главные героини фильма – пять девчат-зенитчиц. Веселые, хрупкие. На войне читают стихи о любви и мечтают выйти замуж. Про таких бы сказали, что и коня остановить не смогут. Но в итоге ценою собственных жизней они побеждают вооруженных до зубов фашистских диверсантов.
Для большинства актрис это были первые съемки в кино. Работать приходилось много. Фальши в кадре режиссер не терпел.
«Очень много сцен, где они ходят по лесу и прячутся. Он их заставлял в рюкзаках носить кирпичи, чтобы они не порхали там, а чувствовали всю тяжесть ситуации», – рассказывает Алексей Тремасов.
Фильм снимали в глухой карельской деревне. В военное время бои здесь шли непрерывно. Героини пили настоящий спирт. И падать им приходилось в реальное болото. Исполнительница роли Лизы Бричкиной Елена Драпеко 12 раз уходила под воду с головой.
«Надо было сидеть в грязи до тех пор пока есть воздух. Чтобы все сомкнулось, затихло. Там 15 сантиметров грязь, а дальше жидкий грязный лед. И в этот жидкий лед надо было меня окунать», – вспоминает заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко.
А за натуралистичную сцену в бане фильм чуть было не положили на полку. Но Станислав Ростоцкий смог доказать, почему без этих кадров фильма не будет.
«Эта сцена как раз показывала всю красоту женскую: вот куда фашисты стреляют, не должно это происходить!» – объясняет Алексей Тремасов.
Зрителям и кинокритикам ничего объяснять не пришлось. Картину, которая стала лидером советского кинопроката, посмотрели 66 миллионов человек. В Венеции зал аплодировал стоя.
Читайте также:
- «Завтра была война»: жизнь и творчество писателя-фронтовика Бориса Васильева
- Фильм «Сердце Пармы» пятые выходные подряд возглавил кинопрокат России и СНГ
- Российские кинотеатры побили рекорд посещаемости впервые с марта этого года
- Новый фильм об Алисе Селезневой снимают в Москве
- Россияне выбрали самые любимые эпизоды из советских фильмов
Подробнее в сюжете: Новости кино