В Тюмень без пробок и светофоров: какой будет новая скоростная трасса М-12?

15:58 03/11/2023

Строящуюся мегатрассу М-12 продлили до Тюмени и переименовали. Теперь она будет называться «Восток». Соответствующее постановление подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Об особенностях этого проекта и его перспективах на телеканале «МИР 24» рассказал главный редактор информационного агентства «Строительство» Александр Гусев.

Теперь официальный маршрут автодороги М-12, она же «Восток», будет выглядеть следующим образом: Москва – Казань – Екатеринбург – Тюмень. Давайте вспомним историю этого проекта.

- Начиналось все с того, что руководители России и Китая договорились о строительстве дороги, которая будет соединять Западный Китай и Восточную Европу через территорию Казахстана и России. Но затем решили провести дорогу не через Казахстан, а севернее, через Урал. Я считаю, правильно сделали, потому что нужно развивать и наши автомобильные дороги. О втором варианте объявили в 2018 году, а к строительству и проектированию приступили в 2021-м.

За счет чего продление будет обеспечено? Какие работы это подразумевает?

- Это подразумевает дополнительное положение к старой смете дороги до Казани, которая оценивалась примерно в 540 – 550 млрд рублей. Но, как правило, этих денег не хватает для постройки инфраструктуры даже после того, когда трасса запускается. Теперь, естественно, будут искать дополнительные деньги. Но нужно учесть при этом, что 70 – 80% – это государственные деньги, остальное – частный бизнес при условии соблюдения контракта, так называемого частно-государственного партнерства. Отсюда и некоторые участки трассы становятся платными, чтобы частный бизнес мог вернуть вложенные деньги.

Общая протяженность «Востока» составит почти 2 000 км. Во сколько обойдется строительство этой скоростной мегатрассы и как оно будет финансироваться?

- Сейчас можно примерно сказать, сколько это будет стоить. Я думаю, потребуется несколько триллионов рублей.

Что будет эта дорога собой представлять? Сколько на ней будет полос? С какой скоростью можно будет ездить?

- Это есть в проектной документации. Дорога будет четырехполосной – две в одну сторону, две – в другую. Разрешенная скорость – 110 км/ч, на некоторых участках – 130 км/ч. Это позволит практически в два раза сократить время движения от Казани до Москвы – до 6-7 часов для грузового транспорта, а для легкового еще меньше. Поэтому мы будем получать оттуда грузы в два раза быстрее. Но это еще и дает возможность развивать инфраструктурные объекты вдоль трассы. По мировым стандартам через каждые 50-60 км, где-то через 80 км, должны быть заправочные станции, также должны быть отели маленькие или большие, точки общепита и т.д.

Какие-то дорожные новшества предусмотрены?

- Да, раньше при строительстве дорог не использовался бетон, потому что не были разработаны нормативы, но сейчас они есть. Учитывая, что дорога проходит в разных климатических зонах, в том числе там, где зимой очень сильные морозы, а дорога будет строиться и зимой и летом, есть сложность с использованием бетона. Поэтому на некоторых участках, которые будут строиться в летнее, весеннее и осеннее время, по всей видимости, будет применяться бетон. Раньше на наших скоростных дорогах этого не было. В качестве эксперимента на трассе М-1 есть участок, где покрытие полностью цементно-бетонное. Но на трассе М-12 будет комбинированное покрытие. Это дает нам некоторые гарантии того, что до капитального ремонта можно будет использовать эту дорогу примерно 24 года. Это значительно упрощает и удешевляет ее эксплуатацию.

Как появление такой мегатрассы повлияет на жизнь российских автомобилистов?

- Автомобилисты только радуются. Когда автомобиль едет с большой скоростью, это же трасса категории А, где на одном уровне с ней нет пересечений с любыми дорогами –ни светофорных, ни бессветофорных. Это тот самый вариант движения, который любят автомобилисты, который доставляет удовольствие: водитель едет без обычного напряжения, как по обычной трассе, где много машин и опасно выйти на встречную полосу при обгоне.

Конечно, будет значительное количество камер видеонаблюдения, которые будут следить за режимом движения автомобилей. Но тем не менее водители будут только рады. Конечно, за это удовольствие придется заплатить. Но по нашему законодательству такие дороги должны обязательно иметь бесплатные дублеры.

Какой эконмический эффект ожидается от появления такой платной дороги?

Во-первых, мы экономим время на доставку грузов. От Казани за 6-7 часов фура спокойно доедет до Москвы, в этом есть преимущество. Также развиваются инфраструктурные объекты, а это рабочие места. Дорога не проходит через населенные пункты, она где-то рядом. Не потребуется массового переселения жителей и промышленных объектов. Поэтому дорога с этой точки зрения будет экономичнее.

Сейчас очень большое развитие во всем мире получают именно такие скоростные дороги, потому что автомобильный транспорт выигрывает у железнодорожного в мобильности, в скорости. Нам есть с кого брать пример. Например, последние 20 лет Китай построил около двух миллионов ккилометров скоростных дорог на астрономическую сумму.

«Восток» станет частью масштабного проекта «Россия с запада на восток». Насколько это важно?

- Это очень важный вопрос. Нужно параллельно с дорогой развивать приграничные инфраструктурные объекты.

До начала 2022 года на границе с Китаем протяженностью в несколько тысяч километров было всего лишь четыре грузовых перехода, где мы могли провозить грузы. Этого было катастрофически недостаточно для того, чтобы увеличить торговый оборот. Поэтому, если мы подведем туда дорогу, но не сделаем сеть удобных перевалочных точек через границу, то эта дорога не принесет эффекта, на который мы рассчитываем.

Вопрос еще в том, что наши машины китайцы туда не пускают. Они довозят груз до границы, потом перегружают его в наши машины и едут дальше. Прямого обмена, как был раньше с Европой, когда российские автомобили даже ездили в Англию, сейчас с Китаем нет. Чтобы эта разгрузка и перегрузка была оперативной, нужно сделать большее количество разгрузочно-перегрузочных станций на границе, и они должны быть большими. Я уже не говорю о том, что они должны быть оснащены самой современной техникой для того, чтобы все быстро перегружалось.