История ездового Дмитрия Овчаренко может показаться вымышленной. В 1941-м он расправился с пятью десятками нацистов. Расправился один. Это факт, который зафиксирован в архивных документах. Все произошло недалеко от Кишинева. Неизвестные детали узнала корреспондент телеканала «МИР» в Молдове Ирина Пивоварова.
Круглое лицо, легкая полуулыбка. Сохранилось единственное фото рядового Дмитрия Овчаренко, которого на Западе окрестили русским Рэмбо.
«13 июля 1941 года из района Песец красноармеец Овчаренко вез боеприпасы для третьей пульроты, находясь от своего подразделения в четырех-пяти километрах. В этом же районе на красноармейца Овчаренко напали и окружили две автомашины в составе 50-ти германских солдат и трех офицеров», – написано в наградном листе ветерана.
«Ездовой Овчаренко, у которого не было никакого оружия, внезапно выхватил топор, который лежал в телеге и обрушил его на голову одного из немецких офицеров. И на месте его порубил. Затем он выхватил одну за другой три гранаты и бросил их к машине, полной немецких солдат», – рассказывает доктор исторических наук, заместитель директора по науке Института российской истории РАН Сергей Журавлев.
Те, кто остались в живых, в ужасе начали разбегаться. Последнего, уже раненого офицера, Овчаренко настиг в огороде. Потом он проявил настоящую смекалку. Вернулся на место сражения. Забрал у убитых карты и схемы. Отнес их в штаб полка. За свой подвиг рядовой Дмитрий Овчаренко получил звание героя Советского Союза.
«В начальный период войны в 1941-1942 годах награждали очень сложно, с неохотой, потому что армия отступала, тогда сильно награды не раздавали. Но если вручалась какая-то награда, тем более на уровне Героя Советского Союза, значит, это было что-то неординарное, что-то очень значимое», – отмечает историк Борис Шаповалов (Молдова).
Подвиг Овчаренко в Молдове пока не увековечен: ни памятной плиты, ни мемориальной таблички. Все потому, что невозможно сейчас найти деревушку, где произошел неравный бой. Местечка Песец на карте Молдовы нет. Оно есть на Украине, в Хмельницкой области. Но это, скорее, совпадение. Путь рядового Овчаренко лежал в другом направлении. Он воевал в 389-м стрелковом полку, который в июле 1941-го отступал по северу Молдовы. Об этом говорят не только карты и боевые документы. Семь лет назад поисковый отряд из Молдовы обнаружили в Дрокиевском районе останки однополчан Овчаренко.
«При одном из них был обнаружен смертный медальон. Путем архивных изысканий мы смогли установить имена двух из них. Они как раз сражались в 389-м стрелковом полку», – рассказал глава Русского историко-патриотического клуба Алексей Петрович.
После того, как вражеские войска 9 июля вошли в Бельцы, полк Овчаренко отбросило ближе к границе с Украиной. Как отмечают историки, в войну фиксировать героические поступки было некогда, руки не всегда доходили. Бои за Молдову в 1941-м были сложными. Румынско-немецкие войска по численности превосходили советские в два-два с половиной раза. Но даже в таких условиях красноармейцам порой удавалось не только сдерживать врага, но и переходить в контратаки. Как, например, однополчанин Овчаренко туркмен Курбан Дурды.
«Он вел своих солдат в бой и был тяжело ранен – ему оторвало руку. Он зажал под мышкой оторванную руку и продолжал руководить боем. В экстазе боя он несколько раз повел своих бойцов в атаку и был выведен из боя только по распоряжению своего вышестоящего командования» – говорит доктор исторических наук, заместитель директора по науке Института российской истории РАН Сергей Журавлев.
Наградные документы на украинца Дмитрия Овчаренко и туркмена Курбан Дурды пришли в Москву одновременно. Они были среди первых Героев Советского Союза на начало войны. Оба служили в одном стрелковом полку. Оба защищали Молдавию. Оба защищали Советский Союз.
У поисковиков есть своя версия того, где искать местечко Песец. Версия удивительная, но, как говорят, в те времена ошибки в топонимах встречались часто.
«Писари чаще всего были русскими в воинских частях и документы заполняли уже постфактум. Вероятно, писарь запомнил, что бой проходил рядом с селом Кунича. Кунича-куница… А потом, когда заполняли документ, куница забылась, остался песец. Вот и записали, что бой был возле села Песец», – пояснил глава Русского историко-патриотического клуба Алексей Петрович.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе