Навруз – один из самых древних праздников, который отмечается уже более 5 тысяч лет. Он символизировал конец зимы, сложного для кочевников периода, и начало новой жизни, обновление всей природы. Традиционно в эти дни готовилось много вкусной еды, которая олицетворяла достаток и изобилие в наступающем году.
От души накормить гостя считает своей обязанностью каждый казах. А что говорить, если народ празднует свой главный праздник! Тут уж каждая хозяйка старается накрыть щедрый дастархан, накормить близких и соседей вкусными угощениями.
Непременным атрибутом на Навруз было наурыз-коже – блюдо, состоящее из 7 компонентов. «7» у казахов считается сакральным числом, с ним связано множество изречений (жеті қазына, жеті ырыс, жеті жарғы, жеті ғалам, жеті ата). В состав семи компонентов обычно входили вода, мясо, соль, лук, пшеница, курт, иримшик (творог).
Помимо коже, на стол ставили томыртқа – мясной бульон с добавлением разных видов курта, который, как известно, является кладезем белков, углеводов и кальция. Поили им детей и стариков. Сил придавал и сумалак – варево из проросшей пшеницы, муки и масла.
Не менее сытным угощением на празднике было блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан». Готовилось оно из забитого в этот же день быка. Бык считался одним из самых сильных животных, и по поверьям, его сила и выносливость переходит к тем, кто поест это мясо. Чаще всего бычье мясо вялили, томили на весенних травах, разводили в сорпе курт и иримшик. С пожеланиями здоровья его готовили для людей старшего поколения.
И, конечно, обязательным атрибутом на праздник были баурсаки, различные сладости, кумыс и другие напитки. Дастархан стоял накрытым долгое время, чтобы вкусить угощения мог каждый, зашедший в юрту. После каждой трапезы старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи.