На 92-м году жизни после продолжительной болезни скончался первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев. В период его правления появились слова «перестройка» и «гласность». Как Михаил Горбачев пришел к власти и как ее потерял – в сюжете корреспондента «МИР 24».
Это кадры, где Михаил Горбачев превращается из генсека в первого президента Советского Союза. Через полтора года он станет последним.
Но все-таки первым он был в большей степени. Март 1985-го. Чуть больше недели, как он стал главным человеком в стране. Во время поездки в Ленинград он останавливает свой кортеж на Невском и идет в народ. Если бы в Советском Союзе знали слова «пиар» и «имидж», то сказали бы, что это хороший ход. Не исключено, что подсмотрел Горбачев такой способ продвижения у американских коллег, чтобы людям понравиться.
Тогда, и правда, казалось, что ближе некуда. Руководитель советского государства на улице разговаривает с простыми людьми. Это был, как сказали бы сейчас, шок-контент. Михаил Сергеевич визуально сократил дистанцию между властью и народом. В это невозможно было не влюбиться. Через несколько месяцев по-горбачевски говорил, казалось, весь Союз. Начать, углубить. Он запомнился южнорусским говором и особенностями фонетики.
Он любил ходить в народ, потому что сам был из народа. Родом из Ставропольского края он школьником работал на комбайне. За перевыполнение плана уже в 17 получил орден Трудового Красного Знамени. Потом юрфак МГУ и снова Ставрополье. Вчерашний студент попадает в крайком комсомола. А через четыре года он уже фактически глава региона. Первый секретарь крайкома КПСС.
1978-й. Это фотография с судьбоносной прогулки, как ее позже назовут, встреча четырех генсеков. Брежнев ехал на отдых через Минводы. К нему присоединились Андропов и Черненко. Через два месяца Горбачева переводят в Москву. Неожиданно для всех он занимает ответственный пост секретаря ЦК КПСС. Его начинают готовить к прилагательному «генеральный». А дальше…
Начинаются гонки на лафетах, и вот уже новый генсек хоронит последнего из тех, кто был на той фотографии. То, что политическим наследником станет именно Горбачев, определил еще Андропов. Это было его кадровое решение. И, быть может, не самое удачное.
«Находясь в больнице, Андропов отправлял документы в политбюро, и в одной из записок он рекомендовал, чтобы работу политбюро координировал и направлял Горбачев», – рассказал публицист, пресс-секретарь М.С. Горбачева в 1991 году Андрей Грачев.
Горбачев разрушил стереотипы о том, каким должен быть генсек. Он открытый, модный и умеет выступать, не только читая по бумажке. В свои 54 на фоне дряхлого политбюро он кажется юным мальчишкой, полным энергии. Это не могло не понравиться народу, который порядком устал хоронить вождей. Быть может, именно поэтому Андропов и доверил ему свою идею о перестройке.
«Когда он стал первым генсекретарем, он как раз поставил задачу. Он дал нам время, мы работали, но потом, к сожалению, он умер. Черненко год работал, он к этому делу с холодком относился», – рассказал председатель Совета министров СССР Николай Рыжков.
Горбачев начатое продолжил. Вслед за отменой цензуры был переход предприятий на хозрасчет и самоокупаемость, затем появление частного предпринимательства и кооперативов, а вслед за гласностью в Советский Союз пришла свобода выезда за границу и демократия. К ней относились со всей серьезностью.
Но свободу слова, мысли и, главное, действия, которую принес Горбачев, вскоре стали расценивать как слабость. И вот уже в республиках начинается рост национального самосознания, и все чаще звучат призывы: «Хватит кормить Москву».
1986-й. Восстание студентов в Алматы. Вместо Динмухамеда Кунаева первым секретарем республики назначают Геннадия Колбина. Хотя исторически сложилось, что первым секретарем всегда был кто-то из местных. Начинаются волнения, митинги, беспорядки. В Алматы перебрасывают войска.
«Алматы – это была попытка игнорировать позиции местных элит. И мы получили. Поведя себя агрессивно, выяснилось, что он не знает, что делать с этой агрессией. Во время товарища Сталина все руководство вывезли бы просто и расстреляли. Михаил Сергеевич был человеком другого времени. А как это делать в другое время, он не понимал», – отметил научный руководитель института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Но эффект от довольно жесткой реакции Горбачева получился обратный. Митинги в Минске, Тбилиси, Душанбе, Риге, Вильнюсе. И тот же сценарий: войска, бронетехника, саперные лопатки. А разговоры о независимости становились только громче. И Горбачев отступил, неоднократно заявляя, что просто не знал о происходящем.
«Слабость поначалу была интеллектуальной. Потом она стала политической и военной. Я не верю, что события в Тбилиси были без него, что командующий округом без приказа лидера страны мог такое сделать. В результате каждый его шаг – и жесткий, и мягкий – приводил к слому государственной вертикали», – сказал Журавлев.
Его решения казались импульсивными и противоречивыми. Пришла многопартийность, выборы на альтернативной основе. Он убрал из Конституции 6-ю статью, о руководящей роли партии, тем самым выдернул из Советского Союза его хребет, арматуру из фундамента страны. Ведь КПСС – не просто политическая структура, а продуманная и эффективная система управления государством. Лишив ее полномочий, уйдя с поста генсека, он дал старт разрушению Союза. Процесс занял всего несколько месяцев.
Он не просто открыл, а сломал железный занавес и показал Советский Союз Западу. Там его боготворили. Маргарет Тэтчер называла его «человеком, с которым можно вести дела», он семьями дружил с Рейганом, журнал Time дважды признавал его человеком года. Советский Союз по праву гордился своим лидером. Пока не случилась эта встреча.
Мальтийский саммит Михаила Горбачева и Джорджа Буша в декабре 1989-го позже назовут «политическим Чернобылем». Здесь произошла полная капитуляция СССР. Уничтожение ГДР, вывод советского контингента войск из Германии, Венгрии, Польши и Чехословакии. Роспуск Варшавского договора, а затем Совета экономической взаимопомощи. Отказ от поддержки Вьетнама, Кубы, Никарагуа и других союзников. Взамен Горбачев получил устное обещание о нерасширении НАТО, а вместо многомиллиардной компенсации за вывод войск подачку в виде гуманитарной помощи: ножки Буша и тушенку со складов Бундесвера. На том и расстались.
И это тоже для того, чтобы понравиться Западу. Спустя четыре месяца ему присуждают Нобелевскую премию мира как человеку, остановившему холодную войну. Но на родине он уже становится чужим. Начинается парад суверенитетов, августовский путч и Беловежские соглашения. Бороться Михаил Сергеевич не стал.
«А если бы схлопотали гражданскую войну и раскол в нашей сверхвооруженной стране вплоть до ядерного. Армию расколоть всю…, а мы и так уже были на грани. Путч о чем говорил? О расколе», – рассуждал Михаил Горбачев.
После своей отставки он неоднократно заявлял, что не уйдет из политики. Открыл Горбачев-центр, имел долю в «Новой газете», где регулярно публиковался. Чуть позже появилась партия, а в 1996-м он даже баллотировался в президенты, но проиграл. Ему поверили 0,51% россиян. Быть может потому, что он знал о заговоре в Беловежской пуще, но ничего не сделал?
Но он по-прежнему любим за границей. Ездит с лекциями по университетам Европы и США. Даже спустя 30 лет его узнают, именно поэтому в 2007-м он снимается в рекламе Louis Vuitton – любимой марке миллионеров. Весьма символично – автомобиль, дорогая сумка, и все на фоне берлинской стены, которая рухнула благодаря ему. Впрочем, его дебют в рекламе случился еще в 98-м, где он главный герой ролика известной пиццерии.
До самой смерти он охотно давал пресс-конференции и рассуждал о том, а могло ли быть иначе. Он издал больше двух десятков книг. И наверняка надеялся, что его запомнят не только как человека, благодаря которому в России есть пицца.
Удивительное совпадение: в 2022-ом году ушли из жизни Станислав Шушкевич, Леонид Кравчук и Геннадий Бурбулис. Теперь вот Михаил Горбачев. Первые трое вместе с Борисом Ельциным подписали Беловежские соглашения и уничтожили Советский Союз. Михаил Сергеевич подвел страну к этой черте.
Сегодня в 01.00 после ночного эфира итоговой программы «Вместе» смотрите эксклюзивное интервью с первым и последним президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым. Политик дал это интервью телеканалу «МИР» в 2011 году.
Читайте также:
- Какой Якутия стала при первом президенте региона Михаиле Николаеве?
- Как политика гласности изменила жизнь СССР?
- Горбачева похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве с почестями
- Церемония прощания с Михаилом Горбачевым продлилась на час дольше из-за потока людей
- Переводчик Горбачева рассказал о вкладе президента СССР в жизнь России и мира
Подробнее в сюжете: Программа Вместе