Армянская Троя: что скрывает археологический памятник Шенгавит в центре Еревана?
В центре Еревана, на левом берегу реки Раздан, расположено археологическое поселение Шенгавит. Этот древний памятник хранит в себе важную страницу истории Армении, начиная с Каменного века (неолита), когда человек помимо каменных орудий стал использовать кость, дерево, глину, а затем освоил и медь.
Настоящее название памятника неизвестно — его принято называть «Шенгавит» — по названию одноименного ереванского района. С помощью каменных, деревянных и костяных инструментов местные жители занимались гончарным делом, земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и другими ремеслами.
Армения прошла через все этапы каменного века, а затем вступила в эпоху обработки металлов. Шенгавит — одно из самых хорошо сохранившихся поселений культуры Куро-Аракс (также называемой культурой ранней бронзы или раннезакавказской культуры). Оно существовало с IV тысячелетия до н.э., и жизнь в нем продолжалась почти тысячу лет — до начала III тысячелетия до н.э. Недаром эту культуру называют также Шенгавитской.
Археологический памятник был обнаружен около ста лет назад. В 1968 году на его базе была создана филиальная структура Историко-археологического музея-заповедника «Эребуни». Научной основой для этого стали как само поселение, так и найденные в нем предметы. Первые исследования и раскопки в 1936-1938 годах провел археолог и востоковед Евгений Байбурдян (1898-1941), который в своей работе «Последовательность древних культур Армении по археологическим данным» описал и научно обосновал понятие шенгавитской культуры. Увы, талантливый ученый-патриот вскоре был арестован как «националист», сослан в Сибирь, где и погиб — предположительно был расстрелян.
С 1958 года под руководством археолога Сандро Сардаряна начались новые масштабные исследования. С 1958 по 1980 годы он провел раскопки центральной части поселения. С августа 2000 года работы продолжил армяно-американский совместный археологический отряд под руководством археолога Акопа Симоняна. К сожалению, во времена СССР более половины территории памятника была застроена и использована в других целях.
В результате раскопок были обнаружены соединенные между собой жилища с круглыми или прямоугольными основаниями, узкие и наклонные улицы. Среди находок — орудия из камня (вулканический туф, обсидиан, базальт, кремень, речной камень и др.), а также из кости: ножи, шила, серпы, иглы, топоры, молоты, булавы, наконечники стрел, жернова разных видов, пряслица и т.д. Найдено большое количество керамики — как целой, так и в виде фрагментов. Во всех жилищах были очаги, рядом с которыми, вероятно, располагались каменные столы. Ученые предполагают, что очаги, имевшие разную форму, могли выполнять и защитную функцию. Некоторые жернова, по мнению исследователей, использовались для дробления семян и кореньев.
Также найдены глиняные фигурки людей и домашнего скота. миниатюрные модели очагов и повозок. В изобилии представлены культовые камни — в основном из туфа — в виде человеческих фигур. Внимания заслуживают и небольшие речные камни с обработанными поверхностями. На всех видны углубления, сначала кажущиеся естественными, но при ближайшем рассмотрении явно созданные рукой человека.
Некоторые из этих камней по форме напоминают человеческое лицо: с двумя «глазами» и «ртом». У других — по два-три углубления, видимых с разных сторон, на большом плоском камне — до 20 выемок. Один овальный камень (13×10×2 см) имеет 10 углублений на одной стороне и около 20 — на другой. Еще один (12×10×1 см) явно напоминает лицо, с двумя отчетливыми углублениями на одной стороне и несколькими — на другой. Камень размером 15×8×3,5 см имеет по два углубления с обеих сторон, расположенных с определенной симметрией.
Интерес представляет также камень, напоминающий рыбу (12×4×3 см) с тремя углублениями. Два мелких камня (примерно 5×4×2 см) автор условно называет «близнецами», а третий — «старший брат» (6×5×1,8 см), все они имеют по два четких углубления с обеих сторон. Камень диаметром 4 см и толщиной 1,5 см имеет наиболее человекоподобную форму: сверху два углубления — «глаза», снизу одно большое — «рот». Еще один овальный камень (8×7×2 см) также напоминает лицо.
Все эти предметы — лишь малая часть найденного. По мнению автора, в районе Шенгавита еще немало подобных камней с искусственно созданными выемками. Возможно, это были домашние культовые предметы, но окончательное слово — за учеными. Цель автора — привлечь внимание специалистов к этой уникальной находке. Среди камней, найденных в слоях памятника, есть и более крупные экземпляры с отверстиями — их предназначение тоже требует уточнения.