В свое время Шекспир написал: в делах людей бывает миг прилива, ведет он к счастью, если не упущен. Кажется, такой миг наступил в жизни Зельфиры Трегуловой, когда ее назначили директором Третьяковской галереи. Редко чье назначение в последние годы встречает такое одобрение в музейной среде, где очень оберегают свой мир. Трегуловой повезло: к ее приходу как раз была готова выставка Серова, которую теперь все связывают с ее именем, но и собственные проекты тоже уже подоспели. Один из них – недавно открывшаяся выставка не самого именитого советского классика Гелия Коржева. На этой выставке корреспондент «МИР 24» и встретился с Зельфирой Трегуловой.
– Считается, что каждый музей можно сравнить с боевой частью. У Вас сегодня открывается одна выставка за другой, и нельзя сказать, какая из них главная. И естественно спросить, как Вы считаете: очереди – это хорошо или плохо, Вы будете пытаться их отменить? Я, например, люблю постоять в очереди в музей. Вот в Пушкинский музей, когда стоишь в очереди, ты убеждаешься, что есть еще люди, для которых споры о театре, кино, выставках – это какая-то постоянная, естественная среда обитания.
Досье. Зельфира Трегулова родилась 13 июня 1955 года в Риге. Окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. В 1993 году проходила стажировку в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Позже начала работать заведующей отделом зарубежных связей и выставок в пушкинском музее, в 2002 году – в Музеях московского кремля. с 2015 года Трегулова возглавляет Третьяковскую галерею.
Зельфира Трегулова: С очередями мы бороться не будем. В какой-то момент, когда градус напряженности в очереди на Серова достиг максимума, и перед зданием на Крымском валу развернулось то, что было развернуто в последние дни выставки, это действительно стало, несмотря на мороз, клубом на улице. Это было очень интересно, и там действительно стояли люди, которые, когда был снят негатив, принимали эту очередь как возможность пообщаться, потусоваться, поговорить. Но все равно, конечно, таких инцидентов, как сломанная дверь, мы будем стараться всеми возможными способами избегать. Поэтому мы будем на какие-то выставки, в особенности в инженерном корпусе, вводить посещение по сеансам. Но при этом мы не будем выгонять людей. Вот полтора часа прошло, все, освободите помещение.
– А Вы помните, когда Вы сами стояли последний раз на выставку в очереди?
Зельфира Трегулова: Я стояла в очереди в гардероб минут 15 на выставке Босха, которая сейчас проходит в Голландии. Билет был куплен заранее по интернету, потому что к тому моменту, когда я оказалась в этом небольшом голландском городке, билеты продавались только уже на май месяц. Я там была в марте. Ну, ничего, отстояла спокойненько, сдала пальто и потом два часа ходила по выставке. Время было указано – пять часов дня, но до семи, до закрытия музея, никто никого не выгонял.
Беседовал Григорий Заславский
Подробнее в сюжете: Большое интервью