Талгат Мусабаев: Космонавт должен быть хорошим человеком
Космонавт, обладатель званий Народный герой Казахстана и Герой РФ Талгат Мусабаев дал «Большое интервью» телеканалу «МИР 24», в котором рассказал о своих полетах, о риске в космосе и о будущем казахстанской космонавтики.
- Казахстан вошел в число стран с современной и самодостаточной космической отраслью. Вы первый космонавт независимого Казахстана. Как вы сами говорили, вам удалось прожить три космические жизни длиной в один год. Не всем космонавтам выпадает такой жребий. Во время вашего первого полета в 1994 году вы тогда были в статусе гражданина Казахстана и военнослужащего России по договоренности президентов двух стран.
Талгат Мусабаев: Раньше мы все были советские. Я представитель своего казахского народа, это видно и по лицу. Но фактически я был гражданином Российской Федерации. Основную роль в этом вопросе сыграли два президента – Нурсултан Назарбаев и Борис Ельцин. За неделю до старта они обсудили этот вопрос и постановили, что Мусабаев является гражданином Казахстана-военнослужащим РФ.
- Вы стали первым казахом, осуществившим выход в открытый космос. Что вы тогда чувствовали?
Талгат Мусабаев: Когда я открыл люк, было такое прекрасное утро! Мы оказались прямо над казахстанским озером Балхаш. Я непроизвольно крикнул «Вижу Балхаш!». Вижу и Арал, и родной Казахстан. Руководитель полета Владимир Алексеевич Соловьев сказал: «Все в порядке, ориентировка есть». Мы на ура отработали очень большие выходы с Юрием Маленченко. Мы фактически спасли тогда станцию. Мы ремонтировали ее снаружи после очень серьезной аварии, когда один из экипажей случайно кораблем повредил станцию. Это была очень серьезная и даже опасная для жизни работа.
- Через четыре года вы отправились в свою вторую космическую экспедицию уже в качестве командира международных экипажей. Как тогда вы решили дилемму с гражданством?
Талгат Мусабаев: Никто кроме президента не мог решить эту задачу. Когда я приземлился, я пошел своими ногами и на двух языках доложил президенту Нурсултану Назарбаеву. Он лично меня встретил и спросил, как я дальше вижу свою жизнь. Я ему сказал, что хочу попробовать силы в качестве командира космического корабля, но для этого нужно российское гражданство. Он сказал: «Ты казах, я разрешаю тебе взять гражданство Российской Федерации и выполнять задачу». Это было высочайшее доверие, и мне надо было очень много работать.
- Экипаж на борту МКС становится хотя бы на время одной семьей?
Талгат Мусабаев: Надо быть хорошим человеком, надо уметь ладить с людьми, тем более если ты командир. Надо знать психологические особенности каждого человека
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.