Муки славы Анатолия Папанова

10:43 29/04/2016

Анатолий Папанов с детства мечтал сниматься в кино, играть в театре и стать знаменитым артистом. Но когда слава обрушилась на него, актер оказался к ней не готов.

Чтобы слиться с толпой, он научился быть незаметным. Джинсы, ветровка, черные очки и кепка, натянутая на самые глаза.

Никому и в голову не могло прийти, что неприметный, мрачноватого вида человек – это звезда комедий.

«Папа очень хотел стать популярным в молодости. Хотел, чтобы о нем говорили, писали, - вспоминает дочь актера Елена Папанова. – Но когда славы в его жизни стало так много, он ей пресытился и стал уставать от пристального внимания».

Он очень стеснялся своей известности и даже говорил, что Бог с ним, наверное, ошибся. Папанов полагал, что человек с его говором и произношением просто не может быть любим публикой.

ПУТЬ К СЛАВЕ

До того, как его стали узнавать на улице, артист 15 лет служил в театре. Десять из них он сидел в «начинающих». Папанову было уже за сорок, а за спиной у него не оказалось ни заметных ролей в кино, ни ярких работ на театральной сцене.

«Старые традиции Театра сатиры были связаны с тем, что там трудились чудные люди, - вспоминает режиссер Марк Захаров. - Они лепили себе носы, оттопыривали уши. Какой-то грим искали, булавки немыслимые прикалывали. У Папанова осталось впечатление, что успех связан с изменением лица».

Поэтому-то зрители Папанова и не знали. Да и как его узнать? Гримировался артист до неузнаваемости. Его героев можно сравнить разве что с персонажами Аркадия Райкина. Марк Захаров внушал ему, что лицо такого артиста – это национальное достояние.


Фото: Ильенко Юрий, ТАСС

Лишь со временем Анатолий понял, что у него есть талант, интересная биография и настоящая актерская харизма.

О ВОЙНЕ

В 1963-м режиссер Александр Столпер начал работать над экранизацией романа Константина Симонова «Живые и мертвые». Анатолия Папанова пригласили на роль генерала Серпилина. Когда он узнал об этом, то долго отказывался сниматься.

Творческие биографии знаменитых артистов читайте в разделе «Киномир» и смотрите в программе «Любимые актеры» на телеканале «МИР».

Ему казалось, что он может играть только комедийные роли, а на что-то серьезное не годится. Он испугался изображать генерала, ведь на фронте он был только старшим сержантом, а воевал всего год. Но то, что пережил за это время 19-летний Толя Папанов, хватило бы на несколько жизней.

В 1941 году он защищал Москву от фашистов, ночевал в открытом поле при 30-ти градусном морозе. Каждые полчаса он переворачивался то на правый, то на левый бок по сигналу и команде часового. Без этих указаний люди до смерти замерзали и больше не поднимались.

«Он был тяжело ранен в то время, - рассказывает друг Анатолия Папанова режиссер Виктор Мережко. - Толя сказал мне, что немец ему половину пятки отрезал. У него даже книжка была, где написали, что он – инвалид войны».

Осенью 1942 года Папанова комиссовали. Худой, в одной гимнастерке он пришел поступать в ГИТИС. Фронтовика прослушали и сразу взяли на второй курс. Смущало экзаменаторов только одно — будущий артист хромал и ходил с палочкой.

Но уже через год Анатолий Папанов избавился от хромоты. На выпускном он танцевал не хуже других. А ранение напоминало о себе всю жизнь, хотя зрители даже не подозревали, что их любимый артист болеет.

О КИНО

В 1966 году на экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Папанову было уже 44. Роль у него в фильме попалась эпизодическая, но яркая. На следующий день после премьеры слова «правдоруба» Сокола-Кружкина цитировала уже вся страна.

В этом фильме актеры Анатолий Папанов и Андрей Миронов впервые встретились на экране. На сцене они играли вместе уже несколько лет. Оба – актеры театра Сатиры. Они были совсем друг на друга не похожи.


Фото: Мастюков Валентин, ТАСС

Один – молодой, другой – на 20 лет старше. Один - сын знаменитых родителей и любимец Фортуны, другой - из рабочей семьи и с непростой актерской судьбой. Но свои самые лучшие роли они сыграли вместе.

«Папа не любил «Бриллиантовую руку», - вспоминает Елена Папанова. - Он говорил, что это Гайдай его заставил играть такой гротескный образ. А он не хотел этого, своего героя он видел иначе».

В середине 70-х Марк Захаров начал снимать «12 стульев». Актеров на главные роли режиссер даже пробовать не стал. Он знал: если Бендер – Миронов, то Киса – обязательно Папанов.

Миронов и Папанов так «срослись» на экране, что зрители не сомневались, что они и в жизни близкие друзья. Однако в гости друг к другу артисты никогда не ходили. В доме у Папановых вообще мало кто бывал.

О ВОЛКЕ

Особая популярность пришла к Папанову в 1967 году - сразу после выхода в свет мультфильма «Ну, погоди!». В одном из интервью актер признался: «Этот волк перегрыз всю мою творческую биографию».

Изначально жищника для мультфильма должен был озвучивать Владимир Высоцкий. Но начальство запретило, поэтому серым разбойником стал Анатолий.

Спутать фирменный папановский голос с каким-то другим было просто невозможно. Правда, во время учебы в ГИТИСе, уникальным этот тембр никто не считал. Педагоги по речи твердили, что у Папанова звучат «вульгарные шипящие».

Он долго пытался избавиться от речевого дефекта, но ничего не выходило. Пройдут годы, и этот «неправильный» голос станет гордостью артиста и визитной карточкой популярного мультперсонажа.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

  1. Семейное счастье (1969)
  2. В тридевятом царстве (1970)
  3. Джентльмены удачи (1971)
  4. Плохой хороший человек (1973)
  5. Одиножды один (1974)
  6. Ну, публика! (1976)
  7. Все решает мгновение (1978)
  8. Первый день (1979)
  9. Травяная западенка (1982)
  10. Холодное лето пятьдесят третьего (1987)