Тигран Саркисян: ЕАЭС выгодно быть мостом между Европой и Азией

17:29 17/06/2016

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии, экс-премьер-министр Армении Тигран Саркисян на полях Петербургского международного экономического форума дал «Большое интервью» корреспонденту телеканала «МИР 24».

- Какие у вас впечатления от форума и выступлений ваших коллег?

Тигран Саркисян: Очень важно, что в форуме приняли участие генсек ООН Пан Ги Мун и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер. Высказанные ими месседжи и идеи относительно дальнейшего сотрудничества и кооперации имеют для нас принципиальное значение. ЕАЭС как молодая организация стремится установить связь со всеми партнерами. Это не только третьи страны, но и экономические объединения. Мы заинтересованы в том, чтобы наладить конструктивный диалог с ЕС. С этой точки зрения, состоявшаяся дискуссия и заявления Пан Ги Муна и Юнкера имеют принципиальное значение для сторонников такой кооперации и диалога. Как мы поняли, Юнкер является сторонником этого диалога, в то время как в ЕС есть люди, которые против такой кооперации.

- Какие вопросы требуют вашего немедленного решения, и какие приоритеты в работе вы ставите как председатель коллегии?

Тигран Саркисян: Наш первый приоритет – это преодоление пока еще существующих барьеров в нашей работе, опасность недоинтеграции. У нас есть переходный период для стран, которые постепенно будут выполнять и применять у себя нормативы и регулирующие акты. Чем быстрей мы пройдем этот болезненный этап, тем легче нам будет создавать общий рынок стран ЕАЭС.

Второе направление, на мой взгляд, тоже очень перспективно, именно поэтому наши президенты приняли решение о создании нового портфеля министра по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям. Этот человек будет заниматься преодолением внутренних барьеров, оцифровкой наших экономик, передовыми информационными технологиями. Это та сфера, которая повышает эффективность во всех отраслях и которая позволяет нам встраиваться в цепочку добавленной стоимости. Мы должны искать конкурентные преимущества. Мне кажется, что у Евразийского экономического пространства есть огромный потенциал, который необходимо стимулировать, чтобы совместными усилиями его реализовать.

- Какие-то еще кадровые изменения произошли?

Тигран Саркисян: У нас появились два новых человека. Это председатель в моем лице и министр от Российской Федерации Вероника Никишина. В работе коллегии обеспечена высокая степень преемственности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Назарбаев призвал Европу сотрудничать с ЕАЭС

- В качестве председателя вы встречались с руководством РФ. Какие темы вы обсуждали?

Тигран Саркисян: Прежде всего, это приоритетные направления углубления нашей интеграции и то, как мы будем строить наши взаимоотношения с третьими странами и другими экономическими объединениями. Мы детально обсуждали новую архитектуру торгово-экономических отношений, которые сегодня складываются в мире, как мы себя будем позиционировать в общем мировом разделении труда, где наши сильные и слабые стороны, как нам продвигать вперед наши институциональные реформы. Не секрет, что Евразийская экономическая комиссия создает новые рыночные институты, которые должны соответствовать лучшим мировым практикам. С этой точки зрения, для нас это шанс для модернизации всего экономического пространства, чтобы все наши страны воспользовались этим. Мы обсуждали, какие новые инструменты могут быть задействованы для нашей интеграции с другими объединениями, чтобы мы могли стимулировать новые приоритетные направления, которые могут быть драйверами роста.

- Сегодня Россия живет в условиях западных санкций и при информационном давлении. Это происходит и с другими странами СНГ в той или иной степени. Как в такой ситуации можно формировать общие рынки и противостоять негативным тенденциям?

Тигран Саркисян: Все наши страны испытывают те или иные негативные воздействия, которые происходят в глобальном мире, мир становится очень маленьким, взаимовлияние углубляется. Мы должны быть готовы, что завтра нас могут ждать новые вызовы и угрозы, о которых сегодня мы даже не имеем представления. Наше решение заключается в том, что сообща нам будет легче отвечать на эти вызовы, нежели поодиночке. Мне кажется, что именно сегодня перед нами стоит задача диверсификации наших экономик.

- Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призывает создавать общие рынки в сфере электроэнергетики, нефти и нефтепродуктов. Как это работает, как они создаются?

Тигран Саркисян: Мы пришли к согласию по трем концепциям. Это концепция создания рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Эти концепции были одобрены нашими президентами на последнем саммите в Астане. Эти концепции предполагают, что в три этапа мы будем формировать общие рынки. На первом – согласование концепции, на втором – мы в течение года разработаем четкую практическую программу реализации этой концепции, а на третьем этапе будет подготовлен новый союзный договор, который будет одобрен в 2024 году. Предполагается, что в 2025 году общие рынки должны будут заработать в полную силу.

- Есть представление, что ЕАЭС – это некий мост между Европой и активно развивающейся Азией. Но нужна ли эта конструкция в условиях, когда Европа испытывает ряд политических и экономических проблем?

Тигран Саркисян: В наших интересах позиционировать себя в качестве моста, экономического пространства со своими компетенциями, преимуществами и привлекательностью для инвесторов. Мы должны выявлять любые возможности для привлечения инвесторов. Если кому-то мы интересны в качестве моста, значит, мы должны уделять внимание инфраструктурным проектам – железным и автомобильным дорогам, это может быть финансовая или цифровая инфраструктура.

Сегодня Китай очень заинтересован в работе с нами, они предлагают провести переговоры об углублении торгово-экономического сотрудничества, по нахождению новых форматов взаимодействия. Приоритет Китая – инфраструктурные проекты, чтобы они через нашу территорию могли продавать свои товары и услуги. Китай сегодня ориентирован, прежде всего, на огромный европейский рынок. Если мы встраиваемся в этот процесс, то наши предприятия получают возможность выхода на большой китайский рынок, куда сейчас попасть не так просто.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Выгода очевидна: предприниматели рассказали о плюсах ЕАЭС

- Сейчас в экономике России или, например, Армении можно заметить процесс формирования общих рынков стран ЕАЭС?

Тигран Саркисян: Безусловно. Снятие барьеров и облегчение таможенных процедур упрощает бизнесу возможность открывать для себя новые рынки. Это дает определенный стимул, потому что многие страны начинают специализироваться в этой сфере. Если они находят новые рынки, они привлекают инвестиции, увеличивают объемы, думают о снижении себестоимости и так далее. С другой стороны это приводит к определенной конкуренции, и люди начинают думать о повышении качества, от этого выигрывают потребители. Затем начинается поиск партнеров по кооперации, чтобы надежней работать на новых рынках и создавать сети. Мы надеемся, что на следующем этапе мы будем вместе позиционировать себя относительно третьих стран.

Интеграционное объединение ЕАЭС – это шанс для всех нас совместно преодолевать новые вызовы и усиливать свою позицию на внешних рынках.