Юрий Норштейн, создатель легендарного мультфильма «Ежик в тумане», празднует 75-летний юбилей. В Москве открылась выставка, посвященная его самым знаменитым работам. На стенах есть и готовые эскизы к мультфильмам, и рабочие наброски. Как ежик оказался в тумане, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Рогальская.
Вот таким Юрий Норштейн появляется перед зрителями. В слегка потертой рубашке с тряпочной сумочкой на плече. В толпу журналистов он заходит как ежик в туман, слегка растерянный, не понимая, почему собралось такое огромное количество гостей.
На стенах висят эскизы с любимыми героями из мультфильмов Юрия Нортейшна. Ежик с его неизменным узелком в лапках и Волчок из знаменитой «Сказки сказок» - трогательного мультфильма о войне. У каждого героя свой прототип. В 1940-е годы Норштейн был совсем маленьким, но он запомнил взгляды мужчин, которые уходили на фронт, и женщин, которые под звуки патефона танцевали в одиночку.
Самая трогательная деталь в фильме это глаза Волчка - такой детский взгляд на войну. Франческа Ярбусова, супруга Норштейна и художник его мультфильмов, срисовала их с фотографии во французском журнале. Такой взгляд был у котенка с камнем на шее, которого только что спасли от смерти. Именно такой взгляд у людей, которые возвращались с войны.
«Прототипы они постоянно живут, ты в этом пространстве двигаешься, и по-другому не бывает. Это не только я вам могу сказать. Если вы видели фильм «Варежка», помните там бульдог, которому дают варежку понюхать. Это нарисовано с самого режиссера Романа Кочанова», - рассказал Норштейн.
Но конечно, большая часть рисунков на выставке - это эскизы к знаменитому «Ежику в тумане». В 2003 году 140 мультипликаторов со всего мира признали его лучшим мультфильмом всех времен и народов. Режиссеры и обычные зрители до сих пор гадают, в чем секрет этой ленты.
«С моей точки зрения, «Ежик» - это уникальная история, добрая, классная, теплая сказка, которая безусловно, нравится людям. Но вот эти все сложные элементы, которые входят в сценарий, в тот же туман. Это шаманство режиссеров, художников, команды, которая создавала мультфильм», - считает создатель выставки Юрия Норштейна Егор Альтман.
И ведь технологии-то уже разгаданы. Известно, что туман снимали при помощи кальки. Когда ее отдаляли от объектива, пелена становилась гуще. И вроде, все понятно. Но при этом сердце каждый раз замирает, когда слышишь такое трогательное «Лошааадка».
Подробнее в сюжете: Мульти-пульти