Попасть в игру: как в России готовят лучших киберспортсменов

15:32 03/10/2016

Киберспорт стремительно захватывает мир. Еще лет 20 назад никто и подумать не мог, что чемпионаты по компьютерным играм будут собирать спортивные арены, а сами игры будут самостоятельной дисциплиной, а вокруг них, как и в большом спорте, будут крутиться миллиарды долларов. Уже сейчас о киберспорте говорят как о потенциальной олимпийской дисциплине. Возможно, в мировой индустрии спорта грядет эпоха геймеров и у России, как и у других стран СНГ, есть неплохие шансы закрепиться на мировой киберспортивной арене.

Киберспорт как отдельную дисциплину Россия признала одной из первых в мире еще в начале 2000-ых. Однако уже через пять лет он был исключен из реестра игр. Говорят, тогда спортивные чиновники объяснили это решение просто: нет физического развития – значит не спорт.

Я прогеймером стать хочу, пусть меня научат

По иронии судьбы, именно те, кто отвечает за физическое развитие, одними из первых признали тот факт, что компьютерная игра может быть спортом. Преподаватели государственного университета физической культуры организовали кафедру киберспорта за несколько лет до того, как эту дисциплину вновь признали официально. Сегодня в вузе уже готовятся выпустить первых в мире дипломированных специалистов по компьютерным играм.

Первые российские киберстуденты учатся в одной группе с девушками из художественной гимнастики. Она объединена с кафедрой индивидуальных игровых дисциплин, куда помимо гимнастики входят и шахматы. Последнее кажется символичным, ведь в обеих дисциплинах спортсмены соревнуются, не вставая со стула.

Утверждение, что в киберспорте физическая активность минимальна, не совсем верно. Для доказательства этого преподаватели готовят целую научную базу: пишут диссертации и проводят необычные эксперименты. Например, специальные датчики, закрепленные на теле профессионального геймера, фиксируют, что во время игры его сердце бьется с той же частотой, что и у человека, пробежавшего километр.

«В будущем данная технология может показывать, насколько эффективно спортсмен выступает на соревнованиях. Эти показания можно использовать для отбора в спорт или комплектации команды», - говорит руководитель специализации «Теория и методика компьютерного спорта» РГУФК Михаил Новоселов.

До недавнего времени считалось, что компьютерные игры – это удел школьников-неудачников. Сегодня, когда киберспортом увлечены десятки миллионов человек во всем мире, компьютерная игра становится спортивной профессией и нуждается в специалистах. Вряд ли кому-нибудь диплом Вуза сможет гарантировать победу на престижном мировом турнире, впрочем, здесь и не стремятся выпускать дипломированных геймеров – их готовят как будущих теоретиков, тренеров и судей.

От неудачников - к королям игрового мира

Первый вице-президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит, стоявший у истоков создания профессионального киберспортивного сообщества в России и СНГ, говорит, что общественное мнение к этой дисциплине менялось во многом к лучшему через призму денег.

«Если говорить про старшее поколение, которое не принимало изначально игры, то у них мнение изменилось, когда произошел первый интернациональный конкурс с призовым фондом в миллион долларов», - рассказывает Дмитрий Смит.

В 2016 году киберспорт в России окончательно реабилитировали, восстановив в реестре игровых дисциплин. Сюда потекли гигантские инвестиции. Сегодня к развитию компьютерных игр уже подходят с государственным размахом. В ближайшее время в Москве планируют открыть крупнейшую в мире киберспортивную арену, а также готовят документы, чтобы признать игры на мировом уровне.

Будущее компьютерного спорта в России, наконец, обретает четкие очертания, в которых помимо прочего проглядываются и нотки идеологического воспитания. К киберспорту активно присматриваются и российские военные – ни для кого не секрет, что спецподразделения некоторых стран мира практикуют навыки компьютерной игры для управления боевыми дронами.

Как стать киберспортсменом

Чтобы стать профессиональным прогеймером, необходимо не только хорошо играть, но и проявлять большую активность, участвуя во всевозможных турнирах. Если любитель демонстрирует хорошие результаты, у него всегда есть шанс попасть в команду профессионалов.

«Здесь все точно так же, как в обычном спорте, - рассказывает креативный продюсер федерации компьютерного спорта России Эльдар Галеев. - Взять тот же самый футбол. Есть профессиональны, они играют в сборной России, а есть и любители, которые выступают за сборную того или иного города. Они так же играют в футбол, просто уровень их игры немного ниже, чем у профессионалов».

Эльдар является активным участником любительских турниров. Глядя на то, с какой скоростью он включается в игру, понимаешь, почему в киберспорте, как и в большом спорте есть свой потолок. Здесь важна скорость и реакция, поэтому после 30 лет все сложнее быть в числе лучших компьютерных игроков. Не отрываясь от монитора, Эльдар стучит по клавишам со скоростью почти 200 кликов в минуту. У профессионального киберспортсмена, управляющего мышкой и клавиатурой, скорость осознанных кликов в два раза выше.

В профессиональном киберспорте важна гигантская самоотдача – нужно постоянно играть, поставив все дела на паузу. Чтобы не отвлекаться, игроки ограничивают контакты с внешним миром, запираясь на тренировочных базах. Все как у обычных спортсменов, только на тренировках вместо спортивных снарядов, компьютеры.

«Для нас – это даже больше, чем работа, - считает капитан команды «Vega Squadron» Артем «fng» Баршак. – Потому что у работающих людей есть выходные, а у нас как такого графика нет».

Секретная база геймеров

Владелец команды «Vega Squadron» Алексей Колдаков говорит, что здесь, как и в профессиональном спорте, должна быть своя тренировочная база, тренер и психолог. База команды – это просторный особняк в Подмосковье площадью 500 квадратных метров, где в перерывах между тренировками ребята жарят шашлыки и играют в теннис. Обстановка в доме способствует тому, чтобы все бытовые проблемы игроков уходили на второй план. Занимаясь профессионально, прогеймер буквально выпадает из обычной жизни. Учеба, экзамены, проблемы с девушкой или родителями – все это уходит на второй план.

Без помощи специалиста преодолеть многие психологические проблемы трудно, поэтому с ребятами постоянно находится психолог.

Dota – командная дисциплина в киберспорте, поэтому успех зависит от настроения каждого игрока. Чтобы побеждать, нужно чувствовать себя единым организмом, нацеленным на результат. А победители получат все - славу, деньги, солидные контракты. За относительно короткий срок существования команда «Vega Squadron» заработала несколько сотен тысяч призовых, участвуя в турнирах. В мировом киберспорте, где трансферная стоимость игрока может достигать миллиона долларов, выигранные ребятами деньги считаются сравнительно небольшой суммой и все же пока этого хватает, чтобы развиваться и работать на результат.

Компьютерный спорт – динамичная и неоднородная среда, которая далека от состояния стабильности. Дисциплины могут сменять друг друга, набирать популярность и исчезать, но на их место придут новые игры и новые команды. Последние технологические достижения игровой индустрии гарантируют киберспортивной сфере миллионные армии поклонников.