Осада Трои длилась десять лет.
Осада Пушкинского музея, когда там Рафаэль, займет, кажется, не меньше.
И никакие копья, войска и деревянные кони на подступах в музей, увы, не помогут. «Стою в очереди уже третий час», - случайный голос в километровой толпе желающих. Пробегаем мимо - сегодня грядет осада поважнее.
Кстати, а что мы знаем о Трое? Героические кадры кассового Голливуда с Брэдом Питтом? «Илиада» Гомера? Елена Троянская? Война с греками? Выжженный город, которого больше не существует и никогда не будет существовать на карте нашей планеты?
А вы бы поверили, если бы вам сказали, что увидеть часть уничтоженного города еще все-таки можно? И это не так трудно, как пробиться к сеньору Рафаэлю, хотя находятся два по-настоящему золотых сокровища мировой истории и искусства по соседству. В Пушкинском.
О кладе, который долгое время оставался недоступным для большинства посетителей, нам рассказал заведующий Отделом искусства и археологии Античного мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Владимир Петрович Толстиков. А мы составили путеводитель из фактов, которые вы точно не найдете ни в популярных книгах, ни в героическом кино.
«Сокровище царя Приама», как с легкой руки Шлимана до сих пор их ошибочно называют «Золотом Трои», сегодня насчитывает 259 предметов. В ГМИИ имени А. С. Пушкина оно хранится еще с 1945 года – это золотые диадемы, височные кольца, нитки бус с подвесками причудливой формы, браслеты, сосуды, антропоморфные фигурки, изделия из горного хрусталя, ритуальные топоры-молотки.
С 1881 года они хранились на родине человека, который его нашел - арxеолога Генриxа Шлимана в Германии, откуда тринадцать из семнадцати кладов – в основном изделия из драгоценных металлов и камня - попали в Москву, и в 1939 году, после развязанной нацистами войны, они были отнесены немецкими специалистами к категории «невосполнимых».
Клады, обнаруженные Шлиманом, относятсяк периоду ранней бронзы, то есть – 2400 – 2200 гг. до Рождества Христова. Все предметы происходят из раскопок единственного поселения на территории современной Турции, расположенного примерно в семи километрах от входа в пролив Дарданеллы – на его азиатском берегу.
В древности эта территория называлась Троада, и одним из центральных городов этой местности был Илион, или Троя, как называли его древние греки.
До открытия немецкого археолога европейская наука не могла локализовать, где именно находится Троя, воспетая в «Илиаде» знаменитым поэтом древности Гомером.
Тот слой, который изначально откопал Шлиман, относится к периоду гораздо более древнему – сформированному примерно за тысячу лет до Троянской войны (1200 – 1050 гг до н. э.).
Выучить русский за месяц
Генрих Шлиман – немецкий предприниматель-коммерсант, родился в 1822 году в семье священника в городе Анкерсхаген, земли Мекленбург-Померания.
Благодаря предприимчивости, умению разрекламировать любой товар и по-настоящему невероятной удачливости ему удалось вырваться из крайней бедности в миллионеры всего за несколько лет.
Удивительно, но русский язык археолог учил по эпической поэме В. К. Тредиаковского XVIII века «Телемахида», которая уже тогда была признана архаичной – на таком «допушкинском» языке уже даже в России почти никто не говорил.
Свою карьеру он начал в конторе Шредера в Германии, потом стал представителем этой же компании в Москве и Санкт-Петербурге, где за несколько месяцев в совершенстве освоил наш язык, мог грамотно писать и разговаривать на нем.
Кстати, кроме родного немецкого языка Шлиман в совершенстве знал еще 14 других иностранных языков, в том числе английский, французский, итальянский, китайский, арабский, японский.
Его методика заключалась в том, что он брал оригиналы литературных произведений на двух языках и построчно их переводил. Благодаря феноменальной памяти наизусть знал 12 песен «Илиады» и 12 - «Одиссеи». На древнегреческом языке.
Именно в Петербурге Шлиман развил свое дело, стал очень богатым негоциантом, купцом первой гильдии и российским подданным.
«Когда я был студентом, я посещал семинары знаменитого советского археолога Артемия Владимировича Арциховского, удивительного историка. Семинар о Шлимане он начинал так. Брал мел, писал на доске: «Генрих Шлиман, 1822 – 1890 гг.». Потом хватал тряпку, поворачивался к нам и вдруг пламенно выкрикивал, не выговаривая почти 10 букв русского алфавита: «Я с предубеждением и негодованием грязной тряпкой стираю с доски имя германского шпиона и вредного шарлатана Генриха Шлимана!», - рассказывает Владимир Петрович.
Кстати, в России будущего археолога некоторые действительно считали немецким шпионом за то, что в годы Крымской войны (1853 – 1856 гг.) он втридорога продавал воюющим странам – России и ее противникам – стратегические товары: индиго, для окраски ткани мундиров, селитру для изготовления пороха, кожи для обуви и портупей для российских солдат. Так предприимчивый негоциант удвоил свой капитал.
Археологию основал шарлатан?
Шлиман никогда не был археологом, он был купцом, но очень способным человеком.
Примерно в 40 лет он понял, что бессмертную славу сможет получить только благодаря какому – то революционному открытию и отправился изучать историю искусств в университет Сорбонны, после чего, узнав о Золотой лихорадке в США, отправился туда, скупать по дешевке за наличные золотой песок.
Термин «археология» включает в себя несколько понятий – классическую теорию пластических искусств и сами раскопки – работу в полях в поисках древних материальных остатков. Так вот, пионером полевой археологии, а также первооткрывателем не только Трои II, но, позднее, и Микенской культуры, стал именно непрофессионал Генрих Шлиман.
Заинтересовавшись древностями, он решает побывать сначала в Италии, а потом в 1868 году приезжает на греческий остров Итаку – царем которого, согласно «Илиаде», был царь Одиссей.
Этот край, хранивший тайны мифологических времен – Микены, древнейшие развалины Коринфа, сама Троада – так увлекли немецкого исследователя, что он даже решил обручиться с гречанкой.
К слову, к этому времени Шлиман уже состоял в законном браке в России (прим. супругой его была дочь крупного купца Екатерина Петровна Лыжина).
Жену Генрих Шлиман выбирал по фотографии. «Xочу видеть карточку кандидатки в полный рост», - отметил миллионер в своиx требованияx. Увидев изображение 17-летней Софии Энгастроменос, он влюбился и захотел жениться на красавице-гречанке. При том, что в России его ждала законная супруга.
Именно благодаря желанию новой жены вернуться на родину, он в 1870 году переехал в Стамбул и запросил разрешение на раскопки в древнем поселении Гиссарлык (прим. с турецкого «Маленький замок») – на подступах к желанному городу.
Как археолог-самоучка чуть не уничтожил Трою
Шлиман был человеком судьбы: его открытию могли помешать сотни событий, но он выходил из всех трудностей живым, невредимым, да еще и с прибылью. Например, выбирая место для будущих раскопок на Гиссарлыке, он решил осмотреть место, где, согласно описанию Гомера, должен был находиться город, и ничего, к своему удивлению, там не нашел.
На обратном пути немец опоздал на корабль, и его, прилично одетого и растерянно бродящего по пристани, «подобрал» консул Великобритании в Дарданеллах Фрэнк Калверт – человек, который сам начинал поиски Трои еще за семь лет до открытия Шлимана, однако не смог продолжать работу из-за недостатка средств.
Именно Калверт, который на свои деньги выкупил половину Гиссарлыкского холма, указал немцу правильное направление работы, раскрыл секреты и способы проведения раскопок. При его участии в 1871 году началась судьбоносная шлимановская раскопочная компания.
Калверт, который был настоящим знатоком своего дела, в молодые годы работал в составе экспедиции российского ученого Петра Чихачева и приобрел опыт полевых исследований, предупредил Шлимана, что Троя – это многослойный памятник, и раскапывать его необходимо очень медленно и аккуратно.
«У меня много денег, но мало времени», - парировал Шлиман, заложил вдоль и поперек холма две траншеи и начал копать. Он первоначально считал, что развалины Трои должны залегать в самом основании холма. Поэтому нанятые им греки-землекопы по указанию Шлимана метр за метром срывали лежавшие выше, то есть более поздние, древние стены и колонны эллинистического храма.
«Установили вагонетки с рельсами, чтобы отрывать сразу большие куски земли. Рабочие доложили, что нашли какую-то стену из мраморных блоков. Мешает. Приказываю срыть», - писал в своем дневнике Шлиман, еще не зная, что «срыть» он приказал древнейших храм IV века до нашей эры, посвященный Афине Троадской.
До 1873 года он продолжал такие разрушительные раскопки, считая, что Троя должна была глубоко уйти под землю, и лишь спустя три года осознал роковую ошибку, написав в своем дневнике: «Я совершил непоправимое. Я уничтожил Трою, которую искал всю жизнь!».
К этому времени относится его первая находка – «Клад А. Сокровище царя Приама». Сенсационным открытием он обеспечил своему имени известность в мировом сообществе: «Немецкий археолог Генрих Шлиман нашел легендарную Трою».
Сокровища царя Приама
Листовое золото, тисненый орнамент из кованых проволочек, подвески сложных форм, 50 сантиметров цепочек из драгоценного металла и 12271 колечко с золотыми тиснениями и изображениями так называемых «идолов».
Большая диадема – одна из самых известных находок «Атласа троянских древностей», которую, как и все остальные находки, Генрих Шлиман вывозил с раскопок контрабандным морским путем, в ночное время суток. Фотография греческой супруги Софии в этой диадеме стала своеобразной визитной карточкой троянской коллекции.
Кстати, в Пушкинском музее сегодня хранится большая и самая ценная часть коллекции – в основном это золотые изделия. Остальные предметы - в других музеях мира: Музее Университета Пенсильвании в США, Археологическом музее в Стамбуле и Музее первобытной и ранней истории в Берлине, где оно хранилось до начала Второй мировой войны.
В 1945 году троянская коллекция Шлимана, в том числе и «Сокровище Приама», была вывезена из капитулировавшей Германии в Советский Союз в качестве частичной компенсации за ущерб, нанесенный нашей стране нацистскими оккупантами. До 1994 года «Золото Трои» искали
по всему миру.
О том, где находится бесценная коллекция, был осведомлен только узкий круг сотрудников Пушкинского музея – и, конечно, директор Ирина Александровна Антонова.
Причем изделия, которые попали в Россию, отличаются особенным декором и тончайшей, поражающей воображение работой: здесь, к примеру, можно найти крошечную булавку из золота, верхнюю часть которой украшают шесть миниатюрных сосудиков высотой 7 миллиметров.
При этом каждый из элементов такой амфоры спаян из отдельно выполненных частей – венчика, горла, тулова, профилированных ручек и донца, а значит, троянским мастерам была знакома технология использования увеличительных линз.
Кстати, позже, уже в другом кладе, были найдены и они – увеличительные стекла из горного хрусталя, которые помогали рассмотреть предмет в увеличении более чем в 2,5 раза.
Удивительный ювелирный экспонат коллекции - золотые сережки – корзиночки, над которыми работал древний ювелир III тысячелетия до н. э., используя техники тиснения, гравировки и ковки, а также золотой браслет и булавка с напаянными спиралями, золотой сосуд-соусник для ритуальных церемоний.
Одним из самых ценных экспонатов своей коллекции Генрих Шлиман считал четыре топора – молота, выполненных из лазурита и нефритоида, причем ни одного полностью аналогичного произведения современная археология так и не обнаружила до сих пор.
Как отмечает Владимир Петрович Толстиков, в XX веке нередко выдвигались теории о том, что три топора являются подделкой, или что сам археолог решил повысить значимость своей находки и заказал копии у греческих камнерезов, однако исследования этих топоров-жезлов с помощью галогенового источника света показало, что в углублениях их рельефного декора сохранились остатки тончайшего слоя золота - признак их подлинности.
Генрих Шлиман умер в 1890 году в Неаполе, твердо убежденный, что он открыл ту самую, гомеровскую Трою, и рассказал миру о сокровищах царя Приама, шестого и последнего царя легендарного города.
Обнаруженный им клад «А» так и остался под именем «Сокровище царя Приама», которое ошибочно присвоил ему первооткрыватель. А он хранится в Москве, в зале №3 ГМИИ имени А. С. Пушкина, который обычно пробегают торопливые, жадные до Рафаэля поклонники музеев. И откуда только их столько внезапно взялось?
А что они, собственно, знают о Трое? Кадры из крупнобюджетных голливудских драм с Брэдом Питтом в роли Ахиллеса, где герои, одетые в доспехи, картинно и отрепетировано позируют оператору?
В жизни получается так, что герои не носят никаких доспехов, кажется, не репетируют перед выступлением и просят убрать камеру, потому что «экспонаты» боятся вспышек. Владимир Петрович Толстиков - хранитель коллекции, единственный человек, которому сегодня дозволено своими руками прикасаться к золоту навсегда утраченной Трои.
Просто представьте: целой эпохи, от которой остались только стихи, золото и легенды.
За организацию уникальной экскурсии в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина мы благодарим Елену Евгеньевну Наумову и Владимира Петровича Толстикова.
Корреспондент Надежда Сережкина.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»