Русский размер: ведро, полное горячей водки

12:26 20/05/2017
Русский размер: ведро, полное горячей водки

Четкая и понятная система мер и весов была введена в России только стараниями Дмитрия Менделеева. До конца XIX века в России часто мерили либо на глаз, либо использовали настолько образные единицы измерения, что представить их было трудно. Сегодня, в День метрологии, «МИР 24» вспоминает, как измерить страну, какого размера должна быть жена и как определить, сколько надо водки на праздник.

Измерь меня полностью


В XII веке границы Руси были настолько условными и изменчивыми, что установить их точно (например, с использованием современного километра) не представлялось возможным. И определяли их соответственно – на глаз. О метрической системе XII века мы можем узнать из письменного средневекового источника – путевых заметок игумена Даниила. Паломника, который совершил между 1106 и 1008 годами путешествие в Иерусалим.

Игумен был человек образованный, и в связи с этим старался сообщить своим грамотным соотечественникам наиболее полную информацию о всех стран, в которых побывал. В сочинении Даниил указывает следующие меры длины: локоть – 38-46 см, пядь – 19-23 см, сажень – 1,52 м (указанные единицы длины менялись со временем и приведены в соответствии с расчетами академика Б.А. Рыбакова). Сложнее у игумена было с верстами, единого мнения о длине которых до сих пор не существует.

Но важно другое. Игумен Даниил проливает свет на самые первые русские единицы измерения расстояния, которые не укладываются ни в сантиметры, ни даже в метры, ни в голову педантичного человека. Так, у Даниила содержится древнерусская мера «вержение камня» – то есть расстояние, на которое был брошен камень.

Другая интересная древнерусская мера «перестрел» – то есть расстояние полета стрелы. Определить его, с учетом археологических данных, не особенно сложно, однако игумен, употребляя расстояние «перестрел», часто упоминает о личных качествах стрелка: «стрелок должен быть достаточно опытным и умелым».

Рассказывая о высоте горы Фавор, игумен, например, пишет: «Может с нее... добрый стрелец четырежды выстрелить, а, па земли стоя, горе осьмижды встрелит, коли добрый стрелец». Из чего понятно только одно – высота горы меньше, если считать (стрелять) с ее вершины, и больше, если считать (стрелять) от подножья.

Логично.

В этом же сочинении он употребляет другое расстояние – «день пути». Историки дают ему разные значения: пеший день – не более 25 км, конный – 50-75 км. И это наибольшая известная древнерусская мера расстояния. Если попробовать измерить в конном «дне пути» расстояние между главными городами Древней Руси – Киевом и Новгородом, – то от одного до другого получиться от 12 до 18 дней. При условии, что по прямой, и что не ограбят.

Ученье – тьма


«Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию», упоминает одно из средневековых русских поучений Василий Ключевский. Поучение указывает, что геометрия – наука, выдуманная язычниками, и для православного человека, если не губительная, то как минимум вредная. Однако тот факт, что арифметику тоже придумали язычники, совсем не мешал русским людям пользоваться счетом.

Если до 9 тысяч считать было не сложно, то числа, обладающие большим количеством нулей, могли вызывать некоторые затруднения. Например, 10 тысяч на Руси называли с легким ужасом и подобострастием – «тьма». А если речь шла о миллионе, то в этом случае говорили «великая тьма». Были обозначения и для астрономических чисел – например, число 1048 называлось «ворон», а 1049 – «колода». Если речь шла о совсем заоблачных исчислениях, наши предки говорили лаконично и прямо: «тьма тем».

Эталон ноги


При выборе жены для царя учитывалась ее невинность и способность производить потомство в максимально возможных количествах. Например, Мария Милославская родила Алексею Тишайшему 13 детей и скончалась, не выдержав очередных родов.


Илья Репин. Выбор невесты. Холст/масло. 1884-1897 гг.

Но существовали и единицы измерения жен.

Так, для поиска кандидаток для многих царей в разные концы страны отправлялись специальные люди. Они были снаряжены утвержденными параметрами, например: рост, упитанность. Часто использовался и эталонный размер ноги, предполагавший возможность выхода замуж за государя – размер ноги всегда был субъективен, но при поиске невест специальные люди возили с собой эталонную обувь: если нога девушки помещалась в нее, то та попадала на «кастинг». В Москву. А далее – как повезет. Например, Иван Грозный выбирал единственную из двух тысяч невест с одинаковым размером стопы и ростом.

Непара обуви


Разумеется, обувь всегда продавалась парами, однако слово «пара» в отношении сапог, лаптей и поршней в средневековой России никогда не использовалось.

Собственно, слово «обувь» в количественном измерении и обозначало две единицы – то есть пару.

Например, 11 октября 1633 года племянник вологжанина Фалелея Чернышева Осип Осипов привез в Устюг Великий на продажу из Вологды «50 обувей сапогов», сообщает документ из Центрального государственного архива древних актов.

Никогда не говорили «пара» и при счете ведер. Так, если где-то продавались два ведра, то такой хозяйственный набор именовался «коромыслом». Для соляного промысла Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Соликамском уезде было куплено «2 коромысла ведр», сообщает Таможенная книга Московского государства.

Впрочем, если коромысло и заменяли выражением «два ведра», то речь шла далеко не о хозтоварах.

Истина в ведре


Если кто-то сомневается, сколько брать водки – 0,5 или 0,7, то он мыслит далеко не историческими русскими размерами.

Казенная водка (тогда еще дистиллят, а не ректификат) измерялась и продавалась в разных объемах, одним из самых популярных среди которых было ведро. Около 12,5 литров.

Сохранились и свидетельства продавцов XVII века: «по прежней де цене, как наперед сего продавано в ведра – по рублю, в крушки по рублю по 20 алтьт, а в чарки по 2 рубли ведро». При этом цена ведра была достаточно высокой – рубль. Для сравнения, корова стоила всего 50-70 копеек. Однако брали.

Что изменилось в России за 100 лет

Справедливости ради надо сказать, что, пропивая корову в казенном кабаке, можно было быть уверенным, что водка не будет «паленой». Во всяком случае, во времена Петра Первого качество «горькой» проверяли огнем – ведро водки поджигали, и если выгорала половина, то такой напиток считался качественным и мог выставляться на продажу или идти к столу.

Разумеется, и царь, и крестьяне мерили количество водки и других напитков в одинаковых единицах; но выпивали по-разному.

Подьячий Сытного дворца XVII века Григорий Котошихин писал: «А исходит того питья на всякой день кроме того, что носят про царя, и царицу, и царевичей, и царевен <…> блиско100 ведер; пива и меду – по 400 и по 500 ведер <…> А на иной день, когда бывают празники и иные имянинные и родилные дни, исходит вина с 400, пива и меду тысечи по две и по три ведр и болши».

«И что про царской росход исходит», то есть сколько выпивается за столом царя… «того и описати не мочно».

При подготовке материала использованы:
Е.Каменцева, Н.Устюгов. «Русская метрология». 1975 г.
И. Куркин, Е. Никулина. «Государево кабацкое дело. Очерки питейной политики и традиций в России». 2011 г.

Алексей Синяков