Народный артист СССР Юрий Башмет дал эксклюзивное интервью телеканалу «МИР», в котором рассказал о своих первых гастролях и самой дорогой публике.
- Мероприятия, приуроченные к вашему юбилею, называются «50 лет с альтом». Почему вы выбрали такое название?
Юрий Башмет: Мне его предложили. У меня замечательная творческая команда, и все они альтисты – кто-то в прошлом, кто-то и сейчас играет. Я с этим инструментов объездил весь мир. Без ложной скромности должен сказать, что в истории этих стран это было впервые. Конечно, были замечательные альтисты, но у ни не было амбиций масштабного гастролирования.
Я с этим столкнулся и в Советском Союзе – бюрократическая машина не давала поставить меня в гастрольный график. Я прекрасно помню, как замечательный альтист Дмитрий Шебалин из квартета Бородина еще в том составе, убедил Министерство культуры, что я – лучший альтист-солист, а он лучший альтист-квартетист. Так появился документ, в котором постановлялось в качестве эксперимента в данном сезоне поставить альт в качестве сольного инструмента. Вряд ли этот документ сохранился.
Так я попал в несколько наших городов. Потом произошел казус то ли в Бугульме, то ли в Альметьевске. Я был с другом, блестящим музыкантом Мишей Гультяном. Миша еще на перроне в Москве, пока мы не сели в поезд, заикаясь сказал: «Юра, без чувства юмора туда нельзя ехать». И действительно. Нас никто не встретил. Было очень холодно, мы уговорили какого-то водителя нас довести, мы ехали очень долго, наконец, доехали до здания с вывеской «Гостиница». Я попросил водителя подождать, вдруг это не та гостиница. На что водитель сказал: «Вы что с ума сошли? Гостиница, она и есть гостиница!» После этого я понял, что надо выходить из этого графика. Потому что надо ездить туда, где тебя ждут.
Была масса подобных казусных эпизодов. Например, в Тольятти меня просили не играть. Предлагали просто поставить печать, чтобы я в Москве получил деньги за концерт, но на сцену не выходил, потому что это дороже организовывать – зал, свет, гардероб, реклама. Провожая меня до трапа, работник филармонии у меня спросил: «Слушай, а альт – это саксофон?» Меня сначала поразила такая необразованность, а потом я подумал – ведь есть же альт-саксофон. Но тогда я очень смеялся.
- У вас есть обиды на города? Вы в Тольятти потом выступали?
Юрий Башмет: Обид, конечно, нет. Огромное богатство иметь своего слушателя именно в нашей стране. Конечно, престижно было впервые в истории сыграть сольный концерт на альте в Париже, в «Ла Скала», Нью-Йорке или Токио. Но я не считаю, что тот слушатель заслуживает большего, чем наш слушатель, например, в Магадане.
- В последнее время у вас было несколько интересных и необычных выступлений. Хотя большие музыканты часто идут на такого рода эксперименты. Я имею в виду совместное выступление с Дианой Арбениной и спектакль с Константином Хабенским. Как вы решаете, на какие безумства вы идете, а на какие нет?
Юрий Башмет: Я себя в этом плане не ограничиваю. Просто надо постараться делать это профессионально. Я считаю, что однажды в жизни я шикарно выполнил свою роль в джазовом концерте. Я признаюсь, я сам себе не нравлюсь из-за того, что в свое время не занялся джазом на рояле. Ведь это очень серьезный вид. Баловаться я могу, но это, конечно, не джаз.
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.
Читайте нас в Telegram.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Большое интервью