Эдгард Запашный: Цирк – это честное и трудолюбивое искусство. ЭКСКЛЮЗИВ

11:49 22/08/2018

Российский цирк сегодня становится флагманом мирового циркового искусства, считает директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный. С чем связана такая тенденция, как удивить современную публику и за что иностранные зрители любят российский цирк? На эти и другие вопросы Запашный ответил в эксклюзивном интервью телеканалу «МИР».

Сегодня мы в гостях у легенды мирового цирка, дрессировщика и директора Большого Московского цирка Эдгарда Запашного.

Как вы меня нескромно объявили. 

Правда? Но это же все действительно так и есть.

Знаете, Бернард Шоу сказал: «Жизнь делает человека знаменитым, а смерть великим». Вот мне кажется, «легенда» – это уже что-то туда.

Сейчас современного человека – взрослого или ребенка – уже сложно чем-то удивить. Насколько тяжело придумать номер, который будет востребован во всем мире и будет вызывать нужные эмоции?

Вы абсолютно правы, что сейчас публика стала более требовательная. Все это, наверно, благодаря Интернету, который позволил людям расширить свой кругозор, и многие вещи перестают уже ощущаться, потому что мы это уже видели, мы все знаем. Но цирк – это искусство прямого эфира. Когда человек оказывается в зрительном зале, он все равно осознает, что это реальность, что это происходить сейчас и это делают настоящие люди.

И не знает, чем закончится.

Ну да, потому что, когда человек рискует жизнью, это всегда вызывает эмоции. Но общая картинка все равно должна сегодня соответствовать их требованию.

Для того чтобы быть актуальными, востребованными, интересными зрителю, наверняка вы мониторите опыт западных коллег. Насколько российский цирк отличается от западного цирка?

Я убежден, что прямо в данный момент Россия формирует в себе цирковое искусство как искусство №1 в мире. Мы становимся законодателем моды, мы становимся флагманом мирового цирка. И это не пустые слова. Почему я так смело об этом говорю? Некая стагнация циркового искусства в мире уже давно существует. Закрылся самый известный и большой цирк в мире американский Ringling Brothers. Почему? Потому что классика, потому что народ перестал ходить, потому что они используют одни и те же приемы. С одной стороны, они взрастили публику, которая действительно привыкла к этому всему, что на концерте Майкла Джексона обязательно должен быть номер со шляпой Billie Jean, вот хоть ты тресни. А с другой стороны, когда молодежь приходит, они говорят: «Ребят, нам это уже неинтересно».

А вот российский цирк многогранен, он продолжает спокойно выпускать продукт любого качества, то есть не выбрал какую-то струю, стиль. И Большой Московский цирк в этом, мне кажется, очень ярко выступает, потому что мы делали шоу и с животными, и без животных, мы делали шоу классического характера, мы делали шоу на инопланетную тему. И каждый раз, когда зритель идет к нам, он не понимает, что он увидит.

Еще очень сильно сказывается борьба активистов против цирка с животными, потому что у нас все больше и больше в зале сидит иностранцев. Это большой показатель того, что они не согласны с тем, что происходит в их странах. Они по этому реально скучают, им реально этого не хватает, и они не пикетируют нас (как это, наверно, было бы правильно, если бы они были согласны с позицией своих стран), а, наоборот, с большим удовольствием идут и поддерживают, и аплодируют, и говорят: «Ребят, а нам все это нравится, мы за это все».

Подробнее смотрите в видеосюжете.