Картина маслом или искусный обман на миллионы долларов. Российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев обвинил мировой торговый дом Sotheby's в мошенничестве. 380 миллионов долларов – в такую сумму оценил предприниматель материальный ущерб. Якобы аукционный дом содействовал арт-дилеру Иву Бувье в махинациях. Тот, по обвинению Рыболовлева, завышал цены на картины, которые российский миллиардер приобретал на протяжении десяти лет. Суд по этому делу уже длится три года и цена вопроса здесь гораздо выше одного миллиарда долларов.
По всей вероятности, дело в отношении Бувье застопорилось, и Рыболовлев решил дергать за другие ниточки.
Коллекция из 38 картин – результат сотрудничества Рыболовлева и Бувье. По некоторым данным 12, по другим – 14 из этих шедевров были куплены через «Sotheby's».
Леонардо да Винчи «Спаситель мира» бизнесмен приобрел за 127,5 миллионов долларов, когда как оценочная стоимость составила всего 83 миллиона долларов. Но вот тут Рыболовлева ждала удача. Потом ему удалось продать картину за рекордные 450 млн долларов. Выручка в 3,5 раза и «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства в мире. На этом везение закончилось.
Вернемся к сделкам с Бувье. «Водяные змеи II» Густава Климта ушли с молотка за 183,8 миллионов долларов, а продавцы получили от арт-дилера, как утверждают истцы, всего 112 миллионов долларов.
«Обнаженная на голубой подушке» Модильяни обошлась бизнесмену в 118 миллионов долларов. Стоимость завышена, снова утверждают истцы, и называют сумму в 93 с половиной миллиона долларов.
В этой мошеннической схеме, уверен Рыболовлев, Sotheby's принимал активное участие. Вряд ли исковое заявление к чему-то приведет, считают эксперты, но в случае выигрыша россиянина – торговый дом запятнает свою безупречную репутацию.
Так случилось и с английским «Кристис». Судился с ним другой российский миллиардер Виктор Вексельберг. Он получил в качестве компенсации от аукционного дома три миллиона фунтов.
В 2005 году коллекционер приобрел на лондонском аукционе картину Бориса Кустодиева «Одалиска» за 1,7 миллионов фунтов. Полотно оказалось подделкой. Это подтвердили эксперты Научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи. Несколько лет по судам и дело в шляпе. Английский судья вынес вердикт – торговый дом «Кристис» подсунул подделку. Кстати, на аукционах существует гарантия. Пять лет есть у покупателя, чтобы установить: полотно – шедевр или фальшивка.
Иск Рыболовлева к Sotheby's рассмотрит суд Нью-Йорка. Аукционный дом своей вины не признает и уже оспаривает претензии бизнесмена в швейцарских судах. Поэтому, как сообщают представители компании, скорее всего, нью-йоркский суд рассмотрение иска прекратит. А репутация Sotheby's останется чистой, но уже не такой идеальной.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Культтуризм