Картины из крови и грязи. Современное искусство может вызвать отвращение

09:38 27/01/2019
Кисть,канцелярия, канцелярский товар, кисть, рисование, рисовать, ,канцелярия, канцелярский товар, кисть, рисование, рисовать,
ФОТО : МТРК «Мир» / Николай Костюшин

Современное искусство – это словосочетание иногда вызывает ступор. Что считать современным искусством: картина с несколькими полосками – это оно? А картина с какой-нибудь птичкой? Искусствоведы говорят: современное – то, что создано за последние 40 лет. Работы ныне живущих художников посвящены нашему времени – его заботам и проблемам. Техники тоже могут быть разные. Вам кажется, что это обычная фотография, а нет – произведение в стиле фотореализм. То есть картина как снимок: изображение максимально приближено к реальности. Какие виды современного искусства существуют и почему некоторые из них вызывают отвращение?

Легким движением руки с карандашом получается портрет Альберта Эйнштейна. И язык даже не поворачивается назвать это рисунком. Это ведь почти фотография. Художники копируют мельчайшие детали, которые может зафиксировать только современная оптика. Идея в том, чтобы создать картину жизни, объясняют свое искусство мастера. Правда, критики такое творчество воспринимают неоднозначно. Говорят, до настоящего искусства оно едва ли дотягивает. Ведь здесь нет места для фантазии. Одно лишь механическое мастерство.

А вот напрямую с фототехникой можно работать в стиле фризлайт. Если проще, так называют рисование светом. На первый взгляд кажется, что изображения получаются из воздуха. А на самом деле камера фиксирует движения художника, которые он сопровождает светодиодами и даже бенгальскими огнями.

Артем Долгополов и Роман Пальченков – пожалуй, самые популярные мастера по фризлайту в России. Убеждены, что создают уникальный художественный язык, который объединяет фотографию и живопись. И что самое главное, все эти картинки и абстракции может повторить каждый. Для этого нужны фотоаппарат с регулировкой выдержки и фонарик.

Полотном у других художников служат автомобили. А в качестве рабочего материала – обычная грязь. Представляете, рисование на давно немытой машине тоже считается искусством. Конечно, фразы вроде «помой меня» к этому не относятся. Здесь речь идет о сложных картинах. Работает с грязью художник Никита Голубев.

«Это тренировка ума и тела. Чтобы не заморачиваться на то, чтобы сделать это как-то хорошо и для зрителя. Потому что это вещь, которую нельзя исправить. Я могу ее сделать только один раз. И для этого нужно расслабиться и делать ее, как она делается. Потому что обязательно будут какие-то ошибки, которые не получится исправить», – сказал художник Никита Голубев.

А еще такое искусство зависимо от погоды. В мороз или дождь ничего не получится. Рисовать лучше по сухой и плотной грязи. Художники называют это «обратным граффити», потому что краску не наносят, а, наоборот, стирают пальцами.

Но не только пальцами сегодня рисуют. В ход идут и другие части тела. К примеру, как это делает австралиец Тим Патч. Художник, известный больше под псевдонимом Прикассо, ни в чем себя не ограничивает и мажет по холсту даже ягодицами. А у индийского художника Ани Кей вместо кисти собственный язык. Специалисты говорят: если в таком творчестве есть мощный посыл и концепция, тогда его можно назвать искусством. В противном случае это всего лишь баловство.

«Если, например, Ив Кляйн в 1960 году сделал свою серию антропометрии, когда он разрисовывал обнаженных женщин своим запатентованным синим цветом и прикладывал их к холсту или листу бумаги, это можно считать искусством, потому что, во-первых, у него есть идея. Во-вторых, это новаторство, это что-то новое в истории искусства. А сейчас уже на дворе 2019 год. И рисование телами, грязью и так далее – немножко вторично», – говорит искусствовед Анастасия Постригай.

Искусством сегодня также признается всякое действо, которое будоражит людей. Например, рисование спермой, мочой или кровью. Австриец Херманн Нич не прячется в мастерской, а устраивает целые представления. И хоть у художника есть поклонники, такое искусство все-таки не для масс. От кровавого зрелища, скорее, тошнит. И любоваться таким вряд ли получится.