Композитор, музыкант, один из самых известных исполнителей балканской и цыганской музыки Горан Брегович дал эксклюзивное интервью телеканалу «МИР 24», в котором рассказал, как отошел от рока, почему назвал свой коллектив «Свадебно-похоронным оркестром» и намерен ли вновь писать музыку для кино.
- Вы приехали в Санкт-Петербург на фестиваль этнической музыки. На этом фестивале выступал Кустурица и джипси-рок-группа из Северной столицы. Можно ли сказать, что сегодня фольклорная музыка – это популярный жанр и он интересен молодым музыкантам?
Горан Брегович: Если вы посмотрите на историю, то увидите, что любая музыка начинается с традиций. От Стравинского и до Боба Дилана. Неудивительно, что когда начинаешь писать музыку, отталкиваешься от традиций, потому что музыка рождается глубже, чем язык. Мы можем наблюдать, как культура маленькой страны влияет на большие страны, причем не только на музыку, но и на кинематограф и кухню. Мир – это очень интересное место.
- Раньше вы играли рок.
Горан Брегович: Мой рок-н-ролл тоже был тесно связан с фолк-музыкой.
- Вы говорили, что рок вас больше не привлекает как жанр из-за своей скандальной атмосферы.
Горан Брегович: Это скорее взросление. В один момент ты вырастаешь, меняешь памперсы на брюки. Рок – это памперсы, моя музыка выросла из них, сменила яркие наряды на более натуральные цвета.
- Вы неоднократно говорили о любви к цыганской культуре и этому народу. Чем они вас так привлекают?
Горан Брегович: Я всегда был окружен цыганами. Я родом с Балкан. Там считается, что когда ты сочиняешь или играешь музыку, ты занимаешься цыганской работой. Помню, когда я принес первые деньги за музыку, мой отец сказал: «Надеюсь, ты не будешь всю жизнь заниматься этой цыганской работой». Но я все еще ее делаю.
- Ваш коллектив называется «Свадебно-похоронный оркестр» (Wedding and Funeral Orchestra). Вашу веселую, активную музыку можно легко представить на свадьбе, но на похоронах – с трудом, ведь на похоронах люди не веселятся.
Горан Брегович: На Балканах есть традиция: после похорон все идут в дом покойника, едят и пьют, а музыканты играют любимую музыку умершего. В принципе – то же самое, что и на свадьбах. Поэтому оркестры у нас специализируются на двух этих событиях. На похоронах можно услышать веселую музыку, если ее любил покойник. Это жизненный цикл.
- Вы написали саундтрек к одному из первых фильмов Эмира Кустурицы «Время цыган». Познакомились вы раньше и еще до фильма решили поработать вместе. Почему вам захотелось создать что-то вместе с Эмиром?
Горан Брегович: Я написал музыку к «Времени цыган» просто по дружбе, я тогда был уже большой рок-звездой в своей стране. Рок-звезды, как правило, не работают в кино, это не круто. Когда был второй фильм «Аризонская мечта», началась война. Я тогда был в Париже. Третий фильм «Андеграунд» мы сделали уже в разгар войны. Можно сказать, что вся моя биография в кино связана с войной. Я работал в 20 фильмах, просто потому что мне надо было выживать. Я не работаю в кино уже очень давно.
Когда вы молоды, вам кажется, что у вас есть огромное количество возможностей исследовать разные стороны творчества. Потом понимаешь, что жизнь коротка и надо фокусироваться на чем-то одном. Я решил не тратить время на кино.
- Но было время, когда у вас на все хватало времени.
Горан Брегович: У меня было слишком много времени. До войны я толком не работал. Я вынес одну вещь: лучшие годы своей жизни глупо тратить на работу. Ты должен веселиться. А в 45 можно начинать работать. Я сужу по своей жизни, потому что сам начал работать примерно в этом возрасте.
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Большое интервью