С нового года услуги стоматологов могут подорожать. С чем это связано, телеканалу «МИР 24» рассказал главный врач стоматологической клиники Владимир Садовский.
- С 1 января вводятся новые правила рентгенологических исследований. Каждый снимок нужно будет анализировать в течение 24 часов. Лечение зубов станет более дорогим и долгим?
Владимир Садовский: Не совсем так. Многие стоматологические организации, в которых есть стоматологические подразделения, располагают возможностями и кадрами, чтобы по-прежнему с такой же оперативностью заниматься интерпретацией изображений с помощью лучевой диагностики. Нововведением является только срочность оформления документации – протокола, который должен быть описан. С большим коллективом это было посильно, и сейчас посильно.
Другое дело, что большинство медицинских организаций, имеющих лицензию на стоматологическую помощь, не располагают рентгеновским кабинетом, а вполне легально используют такие аппараты, которые воспринимают незначительное излучение на специальные электронные датчики. Такие приборы называются радиовизиографами, они стоят на рабочем месте каждого врача, и врачи делают снимки, автоматически видят на экране компьютера изображение. Доза ничтожная, даже нагрузка, в течение месяца связанная с сотнями таких исследований, не сказывается ни на здоровье пациентов, ни медперсонала.
Однако ранее эти снимки, иногда даже на пленочных носителях, которые кое-где остались, не описывались, врач сам интерпретировал, потому что стоматолог во время обучения проходит значительное количество часов рентгенологии, и вполне способен трактовать эти исследования.
По новому регламенту, который, мы надеемся, нам удастся вернуть в справедливое русло в оставшийся месяц, предполагается, что все стоматологи, которые проводят лучевую диагностику, должны запротоколировать результаты исследований в течение 24 часов. Этот протокол должен описывать рентгенолог. Где столько рентгенологов мы наберем в стране? Зачем это нужно именно в России, почему в мире этого нет нигде?
Существуют определенные специальности, которые считаются медицинскими или фармацевтическими формально, но они готовятся отдельно, в университетах отдельный факультет. Например, выпускники лечебного педиатрического факультета могут получить более чем 90 специальностей через прохождение специализации. Выпускники стоматологического факультета очень ограничены в своих возможностях, хотя в мире любой стоматолог вправе интерпретировать результаты рентгенологических исследований.
- Небольшим клиникам придется открывать дополнительную ставку или заключать договор с другим медучреждением?
Владимир Садовский: Индивидуальный предприниматель – врач-стоматолог – это самое массовое явление в мире. Больших коллективов стоматологических в мире практически нет – это особенность постсоветского пространства. Вместе с тем, сам стоматолог должен интерпретировать и фиксировать результат, он же имеет образование. Более того, мы не возражаем, чтобы стоматологи дополнительно получили постдипломное образование, если государство требует. Если они будут пользоваться услугами сторонних организаций, это приведет к удорожанию на ту сумму, которую будет брать эта организация.
По Москве цена может вырасти от 200 до 1300 рублей. Некоторым пациентам нужно делать несколько снимков – во время лечения корневых каналов или установки имплантов. Тогда расходы лягут на заказчика услуги. Мы надеемся на конструктив Минздрава, службы главного стоматолога Минздрава, в ближайшее время будет проведено совещание со службой главного рентгенолога Минздрава, на котором мы постараемся найти консенсус, чтобы за декабрь исправить ситуацию.
- В России есть дефицит рентгенологов?
Владимир Садовский: Конечно, есть. У нас больше 10 тысяч лицензий, даже в девяти тысячах нет рентгенологов. Где мы их возьмем? Без рентгена мы не можем заглянуть в зуб. Чтобы увидеть мир внутри зуба, корневых каналов, в челюстной кости, нужно сделать лучевую диагностику. Нам порой не надо ничего описывать, все сохраняется – файлы электронные, а на пленке все сохраняется в архивах, в папке конкретного пациента. Нам достаточно интерпретировать, во всем мире так. Мы занимаемся лечением корневых каналов, нам порой нужно понять, где находится кончик инструмента, вошел ли он правильно в канал, мы должны во время операции это делать. Как же мы будем ждать описания 24 часа? Я думаю, нам надо всем профессиональным миром преодолеть этот нонсенс в течение декабря.
- Есть разница в подходах к лечению в частных и государственных стоматологиях?
Владимир Садовский: Административной нет. Согласно государственным требованиям, существуют клинические рекомендации стоматологической Ассоциации России, которые давно нами разрабатываются, утверждаются и передаются в электронную библиотеку министерства. В них указаны алгоритмы, которые должны использовать врачи в обязательном порядке и по выбору, в зависимости от диагноза. Лучевая диагностика всегда стоит в обязательном порядке, определяется количество видов лучевой диагностики, которые обязан сделать врач. Например, панорамный снимок челюстей. Прописано, что при каком-то диагнозе два раза надо сделать – до и после. Это не зависит, какая организация, – частная или государственная.
В ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» сказано, что профессиональная некоммерческая организация разрабатывает и утверждает клинические рекомендации. Стоматологическая Ассоциация России разрабатывает для всех, голосует коллегиально, затем это публикуется, и врачи обязаны использовать эти подходы.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира