Профессия – выморозчик. Как в Якутии готовят флот к летней навигации?
Пока в России приостановлен сезон речного судоходства, на крайнем Севере идут работы по выморозке флота. Это уникальная операция для кораблей в экстремальных условиях. Длится она всю зиму. Как освобождают корпус судна ото льда и почему ремонтные работы не откладывают до лета, а проводят именно зимой, рассказал корреспондент «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
Навигация в водах Ленского бассейна – одного из самых крупных речных бассейнов России – длится от четырех месяцев до полугода, а на быстро мелеющих реках и того меньше – всего пару недель. За это время нужно успеть доставить грузы жителям отдаленных районов Якутии. Дожидаться открытия судоходства летом и уже тогда поднимать судно в док – значит потерять время, а это простой и убытки.
Тогда на работу и выходят они. На Севере таких специалистов называют выморозчиками. Их ремеслу учатся всю жизнь.
Кирилл Гизатуллин за 13 лет к работе, как говорит сам, примерз. Его главный инструмент, который исправно служит даже в минус 60, – кирка. Слой за слоем он снимает лед. Чем ниже температура, тем лучше выморозчику.
«Мы начинаем работать где-то в 8 – 9 утра и работаем весь день, примерно до 5 вечера. То есть все это время находимся на морозе. И когда температура достигает минус 50 градусов, проще работать, потому что меньше потеешь и, соответственно, меньше устаешь», – заявил выморозчик Кирилл Гизатуллин.
Выдолбить правильно майну – углубление под судном – целое искусство. Срежешь меньше – лед быстро нарастет, больше – затопит. И тогда придется начинать все заново.
В пригородном поселке Жатай, вблизи Якутска, зимуют корабли, которые ходят по Лене. Почти всю зиму под днищами корпусов идет работа по выморозке судов. Затем винты, гребные валы, рули и другие узлы и агрегаты отправляют на ремонт в цех. Здесь детали обтачивают и шлифуют. После ремонта узлы и агрегаты возвращают на корабль.
«Валы ремонтируем, шлифуем коленвалы – разные виды работ для судоремонта. Также производится шабровка – установка полумуфты к валу».
В работе во льдах крайнего Севера есть своя романтика. В выморозчики идут не за деньгами. Натура такая – хотят заботиться о кораблях. Среди них механики, мотористы, боцманы и даже капитаны.
«Всего у нас по Жатаю работает 12 человек. Они летом – на основной работе, потом уходят в отпуск и приходят заниматься этим действительно сложным делом».
В этом зимнем сезоне выморозить в Ленском бассейне нужно почти 40 судов. Половина работ уже выполнена.
