Японцев называют нацией долгожителей – в среднем продолжительность жизни в стране превышает 84 года, многие люди переходят столетний рубеж, сохраняя при этом ясность ума. Одной из причин этого феномена считается японская кухня, преимущественно состоящая из риса, овощей и рыбы, небольшого количества молочных блюд и мяса. Адаптированная японская кухня покорила Европу, в крупных городах ценник на суши и роллы начинается с очень небольших цифр и стремится к бесконечности. «МИР 24» поговорил о том, безопасно ли есть сырую рыбу в Москве, с экспертом в области ресторанного бизнеса Андреем Куспицем и диетологом Анной Белоусовой.
Не все любители японской кухни знают о том, что роллы – это вовсе не традиционное блюдо, а североамериканская адаптация японской кухни. И в роллах, и суши, как правило, используется сырая рыба. Для Японии, государства, состоящего из множества островов, свежая рыба – явление будничное, японцы знают о ней и о том, как ее готовить, все. А как обстоят дела в городах, далеких от моря, когда от вылова рыбы до тарелки гостя ресторана может проходить довольно много времени? По мнению Андрея Куспица, тунца в бюджетных суши-барах брать точно не стоит.
«Японцы замораживают тунца при температуре минус 80 на корабле, а дальше он поступает в продажу и хранится при минус 60 градусах. Это убивает всех гельминтов. В нашей стране также применяются техники заморозки, но меня беспокоит больше не заражение. В бюджетных заведениях я обычно не беру тунца, потому что понимаю, что это за тунец. Тот тунец, который кладут в Японии на суши, стоит около шести тысяч рублей за кило. И он, конечно, попадает только в очень дорогой сегмент московских ресторанов. В бюджетных суши используется альбакор, длинноперый тунец. Это тунец белого цвета, и его красят. Как правило, это производство теплых стран. Стоит знать, что в дешевых тихоокеанских креветках – высокое содержание консервирующих веществ», – рассказывает эксперт.
«Безусловно, все поставщики более-менее проверены Россельхознадзором, тем не менее вопрос контроля от производства до клиента – это ответственность каждого конкретного заведения, – считает Андрей Куспиц. – Я думаю, сейчас никто не заинтересован заработать пять копеек и отравить гостя, чтобы это привело в итоге к санкциям и закрытию. Но мы должны сами выбирать места с высокой проходимостью, где много людей едят эти суши. Там рыба не будет залеживаться. Если говорить о заведениях премиум-класса, там все очень четко контролируется. В Москве в таких ресторанах есть и японские шефы, которые воспитаны в культуре сырой рыбы и точно знают, как с ней работать. Например, потрясающий японский шеф Мунечика Бан в Megumi. У Аркадия Новикова все очень жестко контролируется по санитарии, у него есть немецкий специалист, который постоянно ездит из ресторана в ресторан с проверками».
Ценник заведений премиум-класса доступен далеко не каждому. Речь идет о ресторанах, предлагающих «аутентичную» японскую кухню из продуктов, привезенных из Страны восходящего солнца. Так, двухсотграммовый говяжий стейк может обойтись в 11 тысяч рублей. Большинство же ресторанов, в том числе с хорошей, но не такой дорогой кухней, заменяют японские продукты их аналогами.
«Что касается сырых морепродуктов, то повара вынуждены использовать как российский продукты, так китайский импорт, – говорит Куспиц. – Чисто японских продуктов, наверное, меньше 5%. Так что рынок японской кухни у нас представлен рынком квазияпонской кухни. Также как в Токио можно съесть условный борщ и «пиросики», люди верят, что этот розовый супчик и есть русская еда. У нас тоже верят, что съели что-то условно японское. Хотя в бюджетных заведениях корень имбиря и васаби – все это «made in China», потому что основной поставщик «японской кухни» во всем мире – это Китай. Если говорить о народном сегменте, у нас в основном паназиатские рестораны с акцентом в сторону Японии».
Настоящая же японская кухня вряд ли придется по вкусу такому количеству людей, какое предпочитает суши и роллы. Сложно уговорить русского человека съесть маринованную медузу, перебродившие ферментированные бобы или огромный глаз тунца.
«Лосось, гребешок, хамачи (желтохвост), дорада, сибас прекрасно идут в японскую еду. В Европе я вижу, что повара используют местные породы рыб, прекрасно адаптируя их к японской кухне. Например, черноморский калкан замечательно ложится на суши и сашими. Но мало кто у нас этим занимается. В бюджетных ресторанах важно, чтобы человек, который делает суши, имел какую-то азиатскую внешность, несмотря на то, что он родился в далеком ауле и умывался водой из арыка и совершенно не дитя моря, а дитя гор и пустынь, для него более естественно готовить барашка, – смеется Куспиц. – В Японии повар будет одет в белый поварской китель, кепочку, но не как самурай. На рис намазывается васаби, сверху укрывается рыбой или каким-то другим ингредиентом, и суши японцы едят всегда руками, макая их в соевый соус. Мы создали совершенно другую культуру, потому что нам нужно поиграть в Японию, для нас это маленькое путешествие».
По словам эксперта, при желании в Москве можно найти рестораны, которые предлагают японские блюда, почти не отличающиеся от оригинальных. Так, отличные ромены готовят в ресторане «Ku: Рамен Изакая бар», хорошие суши и роллы можно попробовать «Ю-мэ» и «Ветке сакуры». Более дорогие варианты: «Сейджи», «Fumisawa Sushi», Nobu, Megumi, «Макото».
«У нас можно найти вообще все, просто это дорого, – отмечает эксперт. – У нас даже майонез японский есть. Его покупают рестораны, потому что у него особенный вкус. Японские майонез, соус шисо, соус из периллы дальневосточной стоят дорого, но нужно несколько капель, чтобы изменить вкус блюда, поэтому дорогие рестораны покупают именно японские соусы».
Фото: ТАСС / Уткин Александр
Ученые утверждают, что низкокалорийная, нежирная и богатая питательными элементами пища, которую едят японцы, снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Большое количество фитоэстрогенов снижает риск возникновения рака. Также японцы пьют зеленый чай, который является антиоксидантом и тоже снижает вероятность онкологии. Не менее важно то, что японцы умеренны в еде и принимают пищу по принципу: «ешь, пока не будешь сытым на 80 %». Поэтому среди жителей Страны восходящего солнца очень редко встречается ожирение.
«К японской кухне я отношусь очень хорошо, если мы не будем замыкать ее только на суши и роллах, потому что эта кухня не менее разнообразная, чем, допустим, русская кухня, – говорит диетолог Анна Белоусова. – Есть отличные супы, горячее, салаты, десерты, и по своей полезности, по статистической мировой оценке, японская кухня находится в первой тройке вместе со скандинавской (особенно финской) и средиземноморской кухней. Этот показатель оценивается не только с точки зрения пользы, а еще по заболеваемости людей, живущих в этих странах и постоянно питающихся именно этой кухней».
По словам диетолога, полезней есть рыбу сырой или с минимальной термической обработкой, однако большинство видов рыб являются переносчиками паразитов, которых порой даже можно увидеть невооруженным глазом, как, например, ленточных червей в вобле или плотве.
«Либо это могут быть отложенные яички червей, как при описторхозе, который характерен для народов северной Сибири. Там иногда до 80% населения поражено описторхозом. Если мы абсолютно уверены в девственности рыбы относительно болезнетворных микро- или макроорганизмов (бактерий либо червей), то такую рыбу можно есть сырую. Хорошо просоленную рыбу можно есть сырую. Но нужно знать, что хорошая просолка – это предварительное вымачивание, иначе вы просто с солью ее съедите. В других случаях рыбу лучше термически обрабатывать. Но при этом снижается количество полезных полиненасыщенных жирных кислот, поэтому только с помощью рыбы, даже морской, мы себя омега 3 полностью обеспечить не можем никак. Приходится привносить дополнительно в виде бадов», – отмечает Анна Белоусова.
Чем же плохо, когда рыба многократно замораживается и размораживается, пока не окажется в суши или роллах? В неоднократно размороженной пище, находящейся не в вакуумной упаковке, будь то овощи, мясо или рыба, начнут размножаться бактерии. Получит ли клиент не сильно щепетильного к качеству продуктов суши-бара отравление, зависит от того, каков вид этих бактерий. При термической обработке в большинстве случаев вредоносные бактерии погибают, вероятность отравиться сырой рыбой гораздо выше.
«Поедание сырой рыбы в ресторанах, конечно, несет в себе риск, точно так же, как несет риск рыболовный сезон в Подмосковье. Люди, проводящие свой отпуск на берегу, обязательно за две недели прихватят какого-то паразита. Другое дело, что сейчас в аптеках есть много хороших антипаразитарных средств. Если человек любит налетать на сырую, полусырую рыбку, то ему хотя бы два раза в год (после отпуска и где-нибудь месяца через три) лучше проводить противопаразитарные курсы. Это касается и людей, которые часто едят суши», – советует диетолог.
Новый выпуск программы «Как в ресторане. Как в Японии» смотрите на телеканале «МИР» 26 октября в 10:15.