Жизнь в больших городах, особенно в столицах, заставляет человека пребывать в постоянной спешке, думать о многих делах одновременно, отгораживаться от лишней информации, которая обрушивается со всех сторон.
Эта привычка защищать свой внутренний мир от всего, что может вывести нас из равновесия, сыграла с нами злую шутку. Чтобы не перегрузить свою психику, мы стараемся не вникать в чужие проблемы и все чаще бываем не готовы выслушать даже близких людей. Что уж говорить о посторонних, тем более что информация о чужих несчастьях буквально заполонила интернет, телевидение и другие СМИ.
Доброта — эволюционный механизм
Встретив в соцсетях призыв о помощи, большинство из нас с готовностью репостят эту информацию, выражают свое отношение, ставя лайки, но очень немногие действительно оказывают какую-нибудь помощь.
Так что же, мы скоро разучимся совершать добрые дела? Именно к этому нас подталкивает современный темп жизни? «МИР 24» выяснил мнение специалистов.
Психолог из Москвы Юлия Лишафаева считает, что в отношении добрых дел в обществе наметился некий парадокс. Вот что она сказала корреспонденту «МИР 24»:
— Альтруистическое поведение и взаимопомощь заложены в природе человека и сформировались задолго до того, как у человечества появилась речь и культура. Доказано, что способность к моральным поступкам в значительной степени определяется генами, а не только воспитанием, формирование такого эволюционного механизма было необходимо для поддержания социальных связей в группе. Так что можно не волноваться: способность к совершению добрых дел вряд ли так просто исчезнет при любых изменениях в устройстве общества.
Но, конечно же, образ жизни и культура в значительной степени определяют сознание людей. Думаю, эпоха быстрого распространения информации и виртуальная реальность создают в отношении добрых дел парадокс. С одной стороны, обратиться за помощью и получить ее стало значительно проще — например, присоединиться к какому-то общественному движению или перевести деньги на срочную операцию теперь можно одним кликом мыши. С другой стороны, из добрых дел, совершенных таким образом, исчезает межличностный компонент, сама составляющая отношений: никто не просит, глядя в глаза, и никто не отдает из рук в руки. Это, несомненно, психологически разъединяет людей и делает помощь доступной, но как бы не очень обязательной. Но при этом сами формы благотворительности адаптируются под реальность: например, появляется краудфандинг, как особый род деятельности для организации коллективного финансирования.
Психолог, бизнес-тренер, коуч (тренер успеха) Лилия Полякова из Тулы также не ожидает негативных сценариев развития общества.
— Если рассматривать это явление с точки зрения развития личности и общества – всегда есть выбор: расти или деградировать, — сказала она корреспонденту «МИР 24».— И каждый человек делает этот свой выбор каждый день. Во все времена, ко всем направлениям жизни и делам у разных людей существовало разное отношение. Какая-то часть людей в нашем современном мире подпадает полностью под власть золотого тельца, под власть эгоизма и успеха. В первую очередь — личного и материального.
Но, конечно же, есть личности самоактуализирующиеся и желающие расти духовно и нравственно. Для них очень важно совершать добрые дела для социума, создавать социально значимые цели и их достигать. Влияние таких людей на их окружение очень сильно.
Репост и лайк — тоже помощь?
И все же общий ритм жизни в городе приучает нас к скудности общения, особенно общения с теми, кто нуждается в нас. На личную встречу, даже на телефонный разговор по душам, требуется гораздо больше времени, чем на лайк в соцсетях. А уж отправиться на другой конец города, чтобы проведать одинокого или больного человека и вовсе соберутся только самые близкие люди, если они у него есть.
В чем психологические причины такого поведения? Какие тут срабатывают механизмы, спросили мы психологов.
— Я не склонна тут излишне психологизировать проблему, мне ближе очевидное объяснение: это проще, — говорит Юлия Лишафаева. — Репост и лайк не требуют никаких усилий. Но вряд ли человек, ставя лайк, серьезно думает, что он лично оказывает существенную помощь. Скорее он обозначает таким образом свою позицию. Природа человека социальна, ему важно ощущение групповой принадлежности, присоединение к какой-то значимой группе. Приятно увидеть себя среди тысяч неравнодушных людей и ощутить, что мое незначительное действие повлияло на значительный результат. Для действенной адресной помощи необходима большая личная включенность: проблемы человека должны быть так же важны, как и собственные. Как правило, такую адресную помощь человек оказывает близким, либо при решении проблемы, которая по каким-то причинам затрагивает его больше остальных. В целом я считаю нормальной ситуацию, когда в виртуальном мире образов и символов помощь тоже превращается в образную и символическую, главное, не исчезает сама потребность помочь.
Лилия Полякова считает, что постепенная трансформация ценностей в обществе все же наблюдается. Вот, что она сказала корреспонденту «МИР 24»:
— Большинство людей прекрасно понимают, согласно нравственным нормам, что такое «хорошо» и стараются это транслировать окружающим : «смотри какой я молодец». Но в момент, когда необходимо перейти от слова к делу, у некоторых срабатывает психологическая защита, которая связана с прошлым опытом, либо с влиянием ближайшего окружения. Так же средства массовой информации, которые пиарят в первую очередь эгоизм и материальный успех, сильно влияют на умы этих людей. Ценности сдвигаются.
Раскрашивание аватарок как реакция на теракты
Основатель Facebook Марк Цукерберг придумал в ответ на теракты во Франции раскрашивать аватарки в цвета французского флага, и все немедленно стали это делать в знак «Мы скорбим вместе с Францией». Но никто ничего подобного не делал, пока теракты были в Израиле, России, в других странах.
Бизнес-тренер Лилия Полякова считает, что тут срабатывают все те же механизмы.
— Да, желание показать себя с хорошей стороны перед обществом и ближайшим окружением. Стать как бы частью доброго дела, ничего не делая. Есть такое понятие как «заражение толпой», и это тоже влияет в подобных случаях, — говорит она.
Психолог-консультант из Москвы Татьяна Карачева считает, что, сочувствуя Франции и французам, люди сочувствуют какому-то своему представлению об этой стране и этих людях.
— Этот образ может быть очень обобщенным и идеализированным. На его формирование влияет вся та информация, которую человек получает, начиная с книг Дюма, французских вин, представлений о французской истории и культуре. Предположу, что образ этот — довольно романтический, милый, какой-то «родной». И весть об ужасных событиях во Франции причиняет нам боль, как будто страдает что-то очень близкое нашему сердцу. Другие страны не столь романтизированы и «присвоены» нашей психикой. По поводу представлений о России и о себе, о русских - вообще ситуация сложная. И требует отдельного рассмотрения.
И да, большинство пользователей Интернета выражают свое сочувствие не конкретным людям, испытавшим боль, страх, погибшим в мучениях, и не их родственникам, переживающим теперь горе. Наблюдение трагедии издалека позволяет психике отгородиться от реальной боли реальных людей. Это нормальный защитный механизм человеческой психики: человек не может сопереживать каждому с той степенью интенсивности, с которой это было бы уместно — такой уровень стресса организм просто не вынесет.
Поэтому нормально посочувствовать издалека, выразить свою солидарность каким-то символом, будь то аватарка или минута молчания.
Если же пострадали лично знакомые нам люди, все переживания обостряются и действия становятся предельно конкретны. Мы звоним, узнаем о состоянии, спрашиваем, чем можно помочь, приезжаем, чтобы быть рядом в трудную минуту. Это для нас самих большой стресс, и хорошо, если такая необходимость возникает как можно реже. Так как, повторюсь, ресурсы человеческой психики очень невелики.
Для сохранения собственного душевного здоровья каждому из нас нужно уметь беречь и восстанавливать свои ресурсы, соблюдать баланс между «давать и брать». Кому-то удаленная финансовая помощь незнакомому человеку поможет восстановить душевное равновесие и придаст сил, а для кого-то будет лишним стрессом, так как детям на сладости не хватает, или еще по каким-то личным причинам. Подпитывающий наши собственные силы, благотворный для нас уровень включенности в чужую проблему может быть очень разным. Это важно учитывать прежде чем осуждать соседа, что он «не так сопереживает».
Другой вопрос, кому помогает раскрашенная в цвет флага аватарка. Возможно, это действие сродни другим публичным символическим действиям людей, призванным помочь совладать с собственной тревогой, со страхом уязвимости, преодолеть свое одиночество, почувствовать себя частью чего-то большего. Это вдохновляет и успокаивает.
Психолог «Сундеев-центра» из Санкт-Петербурга Родион Чепалов считает что психолог вообще никого не должен учить жить.
— Когда меня спрашивают, нужно ли быть добрым или нужно быть злым — я отвечаю вопросом на вопрос: «А ты-то сам как думаешь?». Я хочу знать, что думает человек, а все остальное — это Уголовный кодекс, который нужно чтить и уважать, — сказал он корреспонденту «МИР 24». — Мой личный, человеческий выбор — в пользу добра, милосердия, сострадания. Однако своим клиентам я обычно не советую поступать по-доброму или по-злому. Я предлагаю проанализировать, что они чувствуют, проговорить это.
Я не вправе судить человека, который не хочет сочувствовать жертвам теракта, но я всегда спрошу, почему человек этого не делает. Я сторонник того, чтобы человек делал столько, сколько может для окружающих (не больше и не меньше), и был искренен с самим собой. Но все это — предмет обсуждения, а не максимы, предписывающей поступать так или иначе. На отношение к социальным потрясениям обычно влияют переносы из собственной внутренней жизни: мы примеряем свои внутренние истории на мировую политику.
И да будет вам счастье…
Приносят ли добрые дела пользу самому человеку, делающему их?
Лилия Полякова абсолютно в этом уверена.
— Конечно, — говорит она. — Но только когда это действительно дела, а не намерения нереализованные. Человек – социальное существо. Делая добрые дела для близких и не очень близких людей, человек сам наполняется смыслом существования на этой земле. Происходит нравственный рост личности, что влияет на все сферы жизни человека. Всегда счастье и добро в жизни человека начинается с его добрых дел по отношению к миру и окружающим. Очень хорошая, яркая книга на эту тему «Сказать жизни «Да» Виктора Франкла.
Польза добрых дел выражается в росте и развитии личности человека. Приводит к улучшению отношений в семье и на работе. К позитивному мировосприятию, снятию тревожности, которая является бичом нашего времени.
Самое интересное, не ожидая ничего взамен, делая от души, человек доставляет огромную радость самому себе. Взгляд на мир меняется с позиции «дай» на позицию «готов отдавать». И, как результат закономерности движения энергии в мире, в котором вполне все гармонично, человек начинает получать больше любви, внимания, добра. Хотя и не требовал. Просто делал маленькие добрые дела… Просто так!
С психологами беседовала Татьяна Рублева
Подробнее в сюжете: Медицина и психология