Чтобы ночные смены не вредили: как правильно построить график

10:53 17/03/2017
Чтобы ночные смены не вредили: как правильно построить график

Заходя в московское метро, замечали ли вы, сколько людей едут по своим делам с раннего утра до поздней ночи, в том числе и в обеденное время? Большие города «не спят», а вместе с ними и представители множества профессий, которые вынуждены работать по ночам. Это шоферы, официанты, продавцы, бармены, уборщики, управляющие ночных заведений и многие другие. О том, как нужно строить график с ночными сменами, а также как излечить храп и кому нельзя водить машину, мы поговорили с заведующим лабораторией нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Владимиром Дороховым.

Некоторые сомнологи утверждают, что организм человека никогда не приспосабливается к посменной работе. Правда ли это?

– Посменная работа – это действительно плохо, потому что человек – дневное животное и все ритмы у него ориентированы на день. Но так как мы генетически очень разные, есть «жаворонки», «совы», «голуби», то не все одинаково приспособлены к работе ночью. Некоторые могут, некоторые – нет, и если жизнь заставляет их так работать, они очень плохо восстанавливаются. Нельзя говорить однозначно.

Термин «хронотип» ввел русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский. Он обозначает типичный для конкретного человека характер суточной активности. Циркадные ритмы – это колебание интенсивности биологических процессов в зависимости от времени суток. Например, цикл сон-бодрствование.

Мы как-то работали с автобусным парком, у них было шесть смен. Согласно законодательству, работа в ночное время оплачивается больше, но при определенном количестве часов в месяц. И автобазы хитрят – меняют режим работы, чтобы не переплачивать. В результате человек работает то утром, то днем, то вечером. Ему сбивают ритм приспособления, что очень плохо.

Есть известная фраза: «Режим дня надо соблюдать» – это относится и к сменной работе. Важно, чтобы человек привык к определенному графику, под который где-то через месяц перестроятся все ритмы, генетические механизмы, обеспечивающие нашу биохимию.

Кроме того, в течение 10 лет мы регистрировали на автобазе аварии. Мы видели у водителей хронотипы и циркадные гены, которые ответственны за хронотипы. И выяснилось, что у жаворонков аварии происходят, когда они работают в вечерние смены.

Вы имеете в виду, что в генах человека заложено, «сова» человек или «жаворонок»?

– Конечно. Именно эти крайние типы генетически определены. Есть промежуточные, как мы их называем, «голуби», у них это не так резко выражено. Хронотип определяется не одним геном, а несколькими. Сегодня мы можем очень быстро произвести анализ по слюне и узнать, «жаворонок» человек или «сова» и какой режим ему подходит. Определить это можно и по специальным опросникам. Они тоже хорошо работают.

Людям с какими нарушениями сна противопоказано водить машину?

– Во-первых, апноэ сна. Если человек храпит, это может быть патология, может быть просто храп. В случае обструктивного апноэ сна храп получается потому, что слизистая горла внутри сжимается, и воздух проходит с трудом. Стенки гортани могут настолько сомкнуться, что дыхание останавливается и затрудняется поступление кислорода в мозг. В некоторых случаях за час может происходить несколько таких остановок, и из-за этого человек не высыпается. Если человек ночью не выспался – он потенциальный аварийщик, даже здоровый человек.

Есть кривая длительности вождения без остановок, там непрерывное вождение от 10 или 12 часов подряд по опасности аварии уже приравнивается к определенным дозам алкоголя. Вероятность сделать ошибку такая же. И если наличие алкоголя в крови водителя можно определить, то уровень его сонливости – нет. И это состояние может накапливаться.

Есть такой тест на уровень сонливости, когда человека просят уснуть и смотрят, как быстро он засыпает. Чем быстрее он заснет, тем больше у него потребность во сне.

Получается, что храпящие люди – потенциальные аварийщики?

– При серьезных патологиях – да.

Апноэ сегодня лечится?

– В Москве много сомнологических центров, которые ставят диагноз. Люди спят в лаборатории, у них определяется количество остановок дыхания, уровень падения кислорода в крови, и им назначают СИПАП-терапию. На ночь на человека надевают маску наподобие той, что надевается при искусственном дыхании. Она закрывает рот и нос, и под давлением в горло подается воздух, чтобы расширить стенки гортани. В хороших случаях человек месяц полечится и некоторое время может дышать по ночам спокойно, но зачастую терапию нужно повторять. Это индивидуально, но в обоих случаях качество жизни резко повышается.

Сейчас существует такая услуга – лазерная операция на небе. Это действенный способ борьбы с храпом?

– Хирургическим образом удаляют части мягкого неба, язычка и гортани, но в большинстве случаев это делают, к сожалению, без контроля ночного сна. Потом ткани опять нарастают, в удачных случаях эффект сохраняется надолго. Если делать эту операцию, нужен очень опытный специалист, все зависит от искусства хирурга.

Хронический недосып

Дневной сон – хорошо это или плохо?

– Короткий дневной сон улучшает качество жизни тех, кто не высыпается ночью. Есть такое мнение, что хороший дневной сон из одного дня делает два. Желательно, чтобы он был после обеда, около часа дня. По времени должен длиться максимум 40 минут. Лично мне достаточно 10-15 минут. Если спать дольше 75 минут, наступает так называемая инерция сна, человек еще долгое время остается сонливым. Достигать днем глубокой стадии сна – это уже лишнее.

Над чем сейчас работает лаборатория?

– Мы разрабатываем методологию, чтобы электромагнитными волнами воздействовать на человека для улучшения качества его сна. Начали с мышек – у нас хорошая автоматизированная установка, мы туда одновременно отправляем восемь подопытных животных. У всех мышек пишется энцефалограмма, и мы можем увидеть длительность сна до воздействия электромагнитными волнами и после, чтобы определить оптимальный режим. Сейчас выбираем оптимальный режим электромагнитной стимуляции по частоте, интенсивности, длительности, а также определяем, когда лучше действовать – днем или ночью. Таких исследований в мире немного.

Кроме того, планируем работу по связи хронотипа с паркинсонизмом – можно ли по хронотипу определить предрасположенность человека к заболеванию паркинсоном.

В случае с людьми как будет проводиться такая терапия?

– Бесконтактно. Рядом, допустим, под подушкой, будет лежать небольшой диск, создающий очень слабое электромагнитное поле, ниже санитарно-гигиенических норм. Мы рассчитываем, что это будет оказывать эффект. На мышках мы уже получили определенные результаты, но исследования продолжаются. В течение года исследования могут перейти уже на человека.

Беседовала Мария Аль-Сальхани