Пробелы в вакцинации: названы причины вспышки кори в разных странах
02:58 07/03/2023В Армении с корью госпитализировано два десятка пациентов. 15 из них – в Ереване. Сообщения о вспышке заболевания приходят и из регионов России. Почему все чаще мы слышим о кори и других инфекционных заболеваниях, которые до этого считались редкими и практически исчезающими? Телеканал «МИР 24» спросил об этом врача-иммунолога, доктора медицинских наук, специалиста по особо опасным инфекциям Владислава Жемчугова.
На волне ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, практически во всех странах СНГ наблюдался спад заболеваемости и корью, и краснухой, и паротитом. Что происходит сейчас?
- Спад отмечался всегда. В Советском Союзе было строгое исполнение государственного закона о вакцинации. Поэтому все вакцинировались, и никому не приходило в голову организовывать какое-то антипрививочное движение. Все вакцины делались по науке и клинической практике. От кори вакцинировались дважды, и этой болезни на всей территории не было в принципе.
Коронавирусные мероприятия тоже привели к тому, что за счет ограничении контактов как внутри, так и между странами, нарушилась передача этой инфекции. И масочный режим тоже сильно повлиял на передачу, хотя корь очень контегиозна.
Но что случилось сейчас? Возобновились контакты, а на фоне того, что вакцинация, мягко говоря, во многих странах потеряна, о ней просто забыли, начала расти заболеваемость.
Могу привести пример начала 2000-х, когда на Кавказе была не мирная ситуация, и люди перестали вакцинироваться, возникла дифтерия. В Йемене холера подняла голову, потому что там война. Там высокая миграция населения, а вакцинации нет.
Дети не вакцинируются, и это главная причина того, что эти инфекции подняли голову.
По сообщению мэрии Еревана, во всех 15 случаях в столице Армении заболевшие не проходили вакцинацию. При этом, насколько я знаю, в Армении добровольная вакцинация детей, при согласии родителей, в возрасте 12 месяцев и 6 лет. Что касается России, то от кори, краснухи и паротита прививают трехкомпонентной вакциной одновременно, это общая практика?
- Приходится сталкиваться и с полиомиелитом, который, думали, уже ликвидирован вслед за натуральной оспой. Ее нет среди животных, а все люди вакцинированы, и ей некуда было деться, она исчезла, осталась только в лаборатории. По этому же принципу должны были ликвидировать и полиомиелит, но он пошел в Россию и СНГ из Средней Азии, из Индии, Пакистана, Афганистана и так далее.
Корь сейчас началась у взрослых. Раньше ее не было у взрослых, были единичные случаи, когда оказывалась большой заражающая доза или человек был очень ослабленный. Но это были редчайшие случаи. Поэтому никто взрослых не вакцинировал. Но оказалось, что они болеют через 20 лет после вакцинации, которая делалась в 6 лет, – вот сейчас основная причина.
Так что сегодня важно провакцинироваться. Все вакцины, которые разрешены, есть в прививочных кабинетах. Если кто-то не вакцинировался по схеме в год и в 6 лет, то можно это сделать позже, и защита все равно будет хорошая. Надо помнить, что корь – очень тяжелая, это смертельная болезнь.
Могу привести такой исторический пример. Когда Колумб проплыл по островам Тихого океана, он увидел, что там вымерло почти все местное население от кори. В истории человечества был такой жуткий случай.
Вы уже назвали направления, откуда завозят инфекцию. Это и африканские, и азиатские страны?
- Это те страны, где нарушилась вакцинация или ее исторически не было. Например, в начале 2000-х мы участвовали в российско-американской программе противодействия СПИДу и туберкулезу. Вот период работы этой программы снизилась заболеваемость в подконтрольных странах, где мы работали. Если что-то делается, оно делается. Но если местные условия не позволяют, например, идет война и доктора не могут настолько рисковать, то вакцинация нарушается.
Я думаю, что Всемирная организация здравоохранения как-то отреагирует на эти вспышки, она обязана на них отреагировать, изолировать и вакцинировать очаги. Потому что та же самая корь не такая и безопасная, тяжелейшее течение бывает. Да и краснуха вызывает выкидыш у беременных, а свинка может вызывать проблемы у мужчин.
Паротит больше известен под названием «свинка» – абсолютно несерьезное название, а последствия могут быть очень серьезными.
- Не все языки поддерживают русские названия, назову их по-английски. Корь – это мислс, краснуха – рубелла, и мампс – свинка. Представьте щеки надутые – мампс, можно так ассоциировать.
Эти заболевания вновь поднимают голову, они опасны. Я считаю, с ними тоже надо бороться.
С одной стороны, мы говорим про жуткие последствия, инвалидность, выкидыши у беременных, бесплодие у мужчин и женщин. От кори и до летального исхода недалеко, плюс она распространяется с ураганной скоростью. И не раз говорилось, что не надо бояться прививок. Тем не менее, тех, кто боится, все равно хватает. Какой аргумент поможет развеять страхи?
- Мы сейчас говорим, по сути, на государственном уровне, мы же на межгосударственном телевидении. У меня есть предложение к руководству отдельных стран или всех вместе: если инфекции нет, то не должно быть и барьеров, границ, а должно быть единое вакцинное пространство. От Португалии до Кореи. Это совершенно оправдано, потому что самолет пролетел, и сегодня корь в Лиссабоне, а завтра в Сеуле. И коронавирус это доказал.
Пускай человек за счет вакцинной организации получает страховку, если с ним что-то не то происходит после прививки. И чтобы это была большая сумма, ощутимая, в первую очередь, для тех, кто производит вакцины. Они заинтересованы в первую очередь в том, чтобы сведения о каких-то нежелательных последствиях не поступали. Это приводит к тому, что вакцина совершенствуется. Ведь страховая компания спросит с тех, кто производит такие плохие вакцины. Такая подстраховка приводит к резкому ограничению потребления плохой вакцины. Так что мои предложения – страховать людей от последствий вакцины.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира